Создание и обновление базы данных об авариях на опасных объектах, как способ обеспечения необходимых страховых выплат
Эксплуатация любого опасного объекта связана с наличием определенной опасности, которой нередко подвергаются граждане нашей страны. Количество людей, которые постоянно проживают в зонах вероятного воздействия опасных проявлений производств, достигает 2,5 млн. людей.
Помимо материального ущерба, авария способна повлечь смерти сотен людей, а также повлиять на их условия жизнедеятельности. Следует отметить, что относительно недавно на законодательном уровне было закреплено требование обязательного страхования. В результате этого, компенсационные выплаты стали производить не из государственных бюджетов, а за счет страховых взносов, вносимых собственниками опасных объектов.
Кроме того, до принятия нового закона размер компенсационных выплат также не был закреплен. В результате этого данные суммы, чаще всего, зависели от финансовых возможностей конкретного субъекта федерации.
Кардинальные изменения в данном направлении произошли после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ФЗ № 225, — ред.).
Необходимо сказать, что попытки нормализации отношений в данном направлении были предприняты еще в 1997 году, когда был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ФЗ № 116, — ред.). Однако в нем имелись значительные недочеты, касающиеся страховых выплат при наступлении страхового случая.
В новом ФЗ № 225 помимо значительного увеличения страховых выплат, устанавливается четкий порядок и требования к осуществлению страхования.
Особо следует отметить то, что в данном законе изменилась также и трактовка такого термина, как «авария». Она значительно отличается от общепринятых определений, используемых Ростехнадзором и МЧС. Следствием этого является то, что при анализе имеющихся происшествий, часть из них не «доходит» до центральных ведомств Ростехнадзора и МЧС. В результате этого нарушается информационное взаимодействие указанных ведомств с Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО, — ред.), что не соответствует требованиям ФЗ № 225.
В соответствии с тем же законом, в обязанности НССО входит осуществление компенсационных выплат за последствия от аварийных ситуаций в том случае, если нет возможности произвести выплаты в полном объеме за счет средств обязательного страхования. Однако обязанность привлечения НССО к расследованию причин аварий на законодательном уровне не закреплена, в отличие от привлечения страховых компаний.
Результатом перечисленных фактов является то, что НССО не имеет возможности планировать финансовые потоки в долгосрочном периоде.
В такой ситуации можно утверждать о необходимости создания обособленного органа, осуществляющего сбор и обработку сведений об имеющих место быть авариях и происшествиях, попадающих под требования об обязательных компенсационных выплатах.
В современных условиях оптимальным каналом информационного обеспечения данного процесса является всемирная сеть – интернет.
Процесс сбора информации можно разделить на следующие этапы:
- Подбор достоверных источников (сайтов).
К наиболее популярным источникам подобного рода информации относятся: официальные сайты таких ведомств, как Ростехнадзор и МЧС; специализированные сайты, направленные на информирование о происходящих авариях; поисковые системы. Практическое использование различных интернет-ресурсов говорит о том, что наибольшего эффекта можно достичь, используя новостные сайты с возможностью выбора рубрик «аварии, происшествия» и т.д.
- Разработка графика и периодичности сбора информации.
Наиболее оптимальным видится ежедневный сбор необходимой информации.
- Подбор информации для идентификации необходимых происшествий.
Для определения характеристик, позволяющих считать аварию страховым случаем, следует обратиться к ФЗ № 225. Во-первых, такой объект должен относиться к категории опасных. Во-вторых, само происшествие должно попадать под определение аварии. В-третьих, должно иметь место нанесение ущерба, включая изменение состояния жизнедеятельности.
- Классификация происшествий по видам воздействия.
Вред может быть нанесен: жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также состоянию жизнедеятельности.
- Определение примерных страховых сумм.
Расчет страховых выплат должен производиться с условием максимально возможных сумм.
- Создание базы данных.
После соответствующего сбора и анализа полученной информации, имеет смысл создание базы данных о происшествиях, попадающих под требования о страховании. Для этого достаточно будет использовать любую программу, позволяющую создавать таблицы с соответствующими графами и колонками.
- Актуализация данных.
Так как информация о конкретном происшествии, поступающая из всемирной паутины, может периодически изменяться, необходимо постоянно обновлять данные.
Указанный выше метод сбора информации и создания базы данных о происшествиях, попадающих в рамки страховых случаев, позволяет говорить о том, что его существование в долгосрочной перспективе не видится полноценным. Для того, чтобы повысить эффективность деятельности НССО в плане осуществления компенсационных выплат, следует, все-таки, на законодательном уровне упорядочить процесс передачи необходимой информации об авариях, а также привлекать представителей союза страховщиков к причинам происшествий.
Добавить комментарий