Создание и обновление базы данных об авариях на опасных объектах, как способ обеспечения необходимых страховых выплат

Эксплуатация любого опасного объекта связана с наличием определенной опасности, которой нередко подвергаются граждане нашей страны. Количество людей, которые постоянно проживают в зонах вероятного воздействия опасных проявлений производств, достигает 2,5 млн. людей.

Помимо материального ущерба, авария способна повлечь смерти сотен людей, а также повлиять на их условия жизнедеятельности. Следует отметить, что относительно недавно на законодательном уровне было закреплено требование обязательного страхования. В результате этого, компенсационные выплаты стали производить не из государственных бюджетов, а за счет страховых взносов, вносимых собственниками опасных объектов.

Кроме того, до принятия нового закона размер компенсационных выплат также не был закреплен. В результате этого данные суммы, чаще всего, зависели от финансовых возможностей конкретного субъекта федерации.

Кардинальные изменения в данном направлении произошли после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ФЗ № 225, — ред.).

Необходимо сказать, что попытки нормализации отношений в данном направлении были предприняты еще в 1997 году, когда был принят Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ФЗ № 116, — ред.). Однако в нем имелись значительные недочеты, касающиеся страховых выплат при наступлении страхового случая.

В новом ФЗ № 225 помимо значительного увеличения страховых выплат, устанавливается четкий порядок и требования к осуществлению страхования.

Особо следует отметить то, что в данном законе изменилась также и трактовка такого термина, как «авария». Она значительно отличается от общепринятых определений, используемых Ростехнадзором и МЧС. Следствием этого является то, что при анализе имеющихся происшествий, часть из них не «доходит» до центральных ведомств Ростехнадзора и МЧС. В результате этого нарушается информационное взаимодействие указанных ведомств с Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО, — ред.), что не соответствует требованиям ФЗ № 225.

В соответствии с тем же законом, в обязанности НССО входит осуществление компенсационных выплат за последствия от аварийных ситуаций в том случае, если нет возможности произвести выплаты в полном объеме за счет средств обязательного страхования. Однако обязанность привлечения НССО к расследованию причин аварий на законодательном уровне не закреплена, в отличие от привлечения страховых компаний.

Результатом перечисленных фактов является то, что НССО не имеет возможности планировать финансовые потоки в долгосрочном периоде.

В такой ситуации можно утверждать о необходимости создания обособленного органа, осуществляющего сбор и обработку сведений об имеющих место быть авариях и происшествиях, попадающих под требования об обязательных компенсационных выплатах.

В современных условиях оптимальным каналом информационного обеспечения данного процесса является всемирная сеть – интернет.

Процесс сбора информации можно разделить на следующие этапы:

  • Подбор достоверных источников (сайтов).

К наиболее популярным источникам подобного рода информации относятся: официальные сайты таких ведомств, как Ростехнадзор и МЧС; специализированные сайты, направленные на информирование о происходящих авариях; поисковые системы. Практическое использование различных интернет-ресурсов говорит о том, что наибольшего эффекта можно достичь, используя новостные сайты с возможностью выбора рубрик «аварии, происшествия» и т.д.

  • Разработка графика и периодичности сбора информации.

Наиболее оптимальным видится ежедневный сбор необходимой информации.

  • Подбор информации для идентификации необходимых происшествий.

Для определения характеристик, позволяющих считать аварию страховым случаем, следует обратиться к ФЗ № 225. Во-первых, такой объект должен относиться к категории опасных. Во-вторых, само происшествие должно попадать под определение аварии. В-третьих, должно иметь место нанесение ущерба, включая изменение состояния жизнедеятельности.

  • Классификация происшествий по видам воздействия.

Вред может быть нанесен: жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также состоянию жизнедеятельности.

  • Определение примерных страховых сумм.

Расчет страховых выплат должен производиться с условием максимально возможных сумм.

  • Создание базы данных.

После соответствующего сбора и анализа полученной информации, имеет смысл создание базы данных о происшествиях, попадающих под требования о страховании. Для этого достаточно будет использовать любую программу, позволяющую создавать таблицы с соответствующими графами и колонками.

  • Актуализация данных.

Так как информация о конкретном происшествии, поступающая из всемирной паутины, может периодически изменяться, необходимо постоянно обновлять данные.

Указанный выше метод сбора информации и создания базы данных о происшествиях, попадающих в рамки страховых случаев, позволяет говорить о том, что его существование в долгосрочной перспективе не видится полноценным. Для того, чтобы повысить эффективность деятельности НССО в плане осуществления компенсационных выплат, следует, все-таки, на законодательном уровне упорядочить процесс передачи необходимой информации об авариях, а также привлекать представителей союза страховщиков к причинам происшествий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: