Современное состояние аттестации рабочих мест
Введение аттестации рабочих мест в систему охраны труда в нашей стране стало незаменимым средством преодоления многих трудностей и сложностей в организации рабочего процесса. Первоначальный замысел анализа ситуации на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, положенный во времена Советского Союза, прочно вошел в систему развития охраны труда и, говоря о современности, приносит положительные плоды. Основная идея – безопасность каждого сотрудника.
Относительно статистики несчастных случаев на производстве, 2012 год показал количественное, но пока не качественное снижение – зарегистрировано 9434 несчастных случаев в РФ, тогда как в 2011 году оно составляло 10923.
Первые попытки контроля ситуации на рабочих местах сделаны в конце 80-х годов прошлого века с принятием решения об установлении льгот и компенсаций работникам, задействованным на производстве с вредными условиями труда. Несколькими годами позже, в 1992 году, вышел официальный Приказ Министерства труда и занятости населения № 2 «О порядке проведения АРМ по условиям труда», согласно которому аттестацию необходимо было проводить каждому работодателю для определения степени влияния факторов на сотрудников, обоснования назначения компенсаций, льгот. Эти цели остались основой последующей модернизации процесса аттестации, когда были утверждены новые порядки аттестации в 1997 году, в 2007 и, наконец, в 2011 году. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 2011 года является сегодня действующим нормативным актом, регулирующим и координирующим работу по аттестации.
Благодаря новым правилам, трудящаяся часть населения стала узнавать, что подобная процедура вообще существует в российском законодательстве, и что она направлена на обеспечение безопасности на рабочих местах. Исследователи ВЦИОМ провели опрос среди населения в 2011 году, который показал, что 60% респондентов впервые слышат об АРМ. Остальной процент был разделен между теми, кто знает, но АРМ не проводилась (27%), аттестация проводилась (6%) и 7% опрошенных затруднились ответить, что вообще подразумевается под этим понятием.
Охране труда нужна поддержка
Если уж раскрывать все карты, то столь большое пренебрежение к процессу аттестации вылилось в еще одну стезю – коррупцию и мошенничество. Формальность результатов, несмотря на требования к организациям, присутствовала в огромных масштабах, как и продолжало расти количество несчастных случаев на производстве. Что в результате? При анализе ситуации потери внутреннего валового продукта стали составлять 4,3%, выплаты компенсаций за работу во вредных условиях (порой даже необоснованно), льготные пенсионные выплаты – миллиарды рублей. И одним из решений стал более серьезный контроль в отношении исполнения законодательства о труде, который, впоследствии, отразился в новом порядке о проведении аттестации – Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н.
По Указу Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в две структуры: Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд, – ред.) и Министерство здравоохранения РФ. Полномочия по совершенствованию правового положения по охране труда, в том числе и область АРМ, были переданы в Минтруд РФ. Надзор и контроль за исполнением законодательства о труде осуществляется координируемой службой Минтруда – Федеральной службой по труду и занятости (Роструд, – ред.).
Несмотря на преобразования, массовая работа и пропаганда проведения аттестации на рабочих местах оставалась и остается в центре внимания руководствующих органов. К примеру, практически весь 2012 год прошел под лозунгом: «Проведи аттестацию и продолжай работать бесконфликтно!». В противном случае, будут реализованы методы по ужесточению положения работодателей. Одним из таких шагов является Законопроект № 557872-5, подготовленный депутатами Государственной Думы, в котором штрафы за непроведение аттестации, за нарушение порядка аттестации, за нарушение порядка проведения медосмотров сотрудников были увеличены вдвое. Ожидается, что после введения закона в действие, работодатели станут активнее выполнять свои прямые обязательства.
По сообщению Руководителя Роструда Юрия Герция, АРМ в России в 2012 году провели около 80 тысяч работодателей, что составляет лишь 1,3% из общего числа. Подведомственный орган соглашается с тем, что главная причина столь неактивного действия – высокие финансовые затраты. Проводить аттестацию самостоятельно по требованиям действующего порядка не разрешается, а привлечение сторонних организаций (аккредитованной аттестующей организации) к процессу не лучшим образом отражается на бюджете компании. Попробуем выяснить причину высокой стоимости услуг на рынке?
С введением нового порядка ликовали все аттестующие организации. Резко возросшее количество спроса (обязательное участие независимых сторонних организаций) плавно вылилось в предложение об увеличении стоимости услуг. Так, средняя рыночная цена проведения АРМ в 2009 году составляла 1500-2000 рублей за одно рабочее место. В 2010 году оставалась в тех же «разумных» пределах. В 2011 году – от 1500 тысяч до 2500 тысяч рублей. По состоянию на начало 2013 года средняя стоимость аттестации одного рабочего места варьируется в пределах от 2000 до 3500 тысяч рублей. Компании регламентируют подобный скачок собственными затратами, необходимыми при организации процесса (приобретение высокоточного современного оборудования, высококвалифицированный штат специалистов по аттестации, выездной характер работ и т.д.). Работодатель рад бы обойти эту процедуру стороной, если бы параллельно не стали ужесточать требования к ведению их деятельности, плавно переплетая его с различными видами отчетностей (по социальному страхованию, проведение медицинских осмотров и т.д.).
Уголок интересов малого бизнеса
Многочисленные обращения в Минтруд представителей малого бизнеса определили, как выразился директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж «гибкий подход» к порядку проведения АРМ.
Контроль всех, без исключения, рабочих мест просуществовал недолго. В принципе, большинство работников даже и не имело возможности ощутить преимущества аттестации по первоначальной редакции Приказа № 342н. Утвержденный с 1 сентября 2011 года, он просуществовал в неизменном виде небольшой промежуток времени, потому как годом позже последовали изменения в порядок, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 12 декабря 2012 года № 590н. Обязательной аттестация осталась лишь для мест с опасными и вредными условиями труда и для вновь организованных рабочих мест, по которым также имеются особые исключения – по местам. Исходя из изменений, очередной (плановой) аттестации подлежат лишь те рабочие места, на которых соблюдаются следующие условия:
- выполнение работ с оборудованием, машинами, механизмами, устройствами, транспортными средствами;
- эксплуатация, обслуживание, испытание, наладка и ремонт оборудования, машин, установок, механизмов, аппаратов, транспортных средств;
- работа с источниками опасности, которые могут оказывать вредное влияние на сотрудника;
- использование механизированного, электрифицированного и иного ручного инструмента;
- хранение, перемещение и применение сырья, материалов;
- при организации нового рабочего места.
Напомним, ранее аттестации подлежали все рабочее места. Сегодня она проводится один раз в пять лет лишь для рабочих мест, соответствующих вышеназванным критериям и рабочих мест, условия труда на которых были признаны по результатам проведенной аттестации вредными или опасными. Рабочие места, на которых были определены оптимальные и допустимые условия труда, очередную аттестацию не проходят. Аттестация офисных рабочих мест (на которых работники заняты исключительно на ПВМ, имеется в расположении копировальная техника) не проводится.
Новые изменения пришлись «по вкусу» работодателям малого бизнеса, но только не аттестующим организациям. Столь быстро набиравшее темпы прибыльное дело – под угрозой перехода в апатичное состояние. Вся надежда только на рабочие специальности. А это значит, что снова необходимо искать пути и выходы, для того, чтобы оправдать затраты на аккредитацию испытательной лаборатории, на приобретение поверенной высокоточной приборной базы. Пока еще закон находится в стадии «переваривания» потенциальной аудиторией, они предпринимают попытки убеждения клиентов проводить аттестацию даже офисных рабочих мест, ссылаясь на то, что до выхода официального изменения она не была проведена, поэтому она все еще остается необходимой. И, что самое интересное, многие работодатели поддадутся на подобные уловки, не зная детально тонкостей новшества.
Сегментирование рынка услуг по охране труда
В России сегодня около 3000 организаций, оказывающих услуги по аттестации. Проследить законность осуществления их деятельности можно в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В нем также указаны организации, которые лишены аккредитации. На начало 2013 года их общее количество составляло 13, причем решение об исключении принято или в ходе проверки деятельности Рострудом, или же с предоставлением в Минздавсоцразвития РФ недостоверных сведений о проведенной аттестации.
Организаций, специализирующихся только на проведении аттестации очень мало. Для того чтобы охватить и занять больше сегментов рынка, а также быть конкурентоспособным, они предоставляют комплекс услуг (обучение по охране труда, АРМ, аттестация персонала, лицензирование, сертификация, аутсорсинг охраны труда и т.д.). ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития РФ совместно с ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минздравсоцразвития РФ представили рейтинг компаний, оказывающих услуги в области охраны труда за 2011 год, где отражена информация о доходах аттестующих организаций.
Московские аттестующие компании являются лидерами рейтинга, чей средний годовой оборот составляет свыше 100 млн. рублей. Средний годовой оборот среднероссийских компаний составляет порядка 2 млн. руб. в год.
Основными перспективными направлениями на рынке услуг по АРМ в 2011-2012 годах было: формирование единого общероссийского рынка, развитие филиальной сети или укрупнение компаний, ликвидация недобросовестных участников рынка, укрепление материально-технического потенциала. Итоги работы по данным направлениям показали положительные результаты, что дает право говорить о периоде зрелости рынка.
Игроки на региональном рынке
Объемы услуг оказания АРМ в субъектах РФ с каждым годом увеличиваются. Очереди в местных компаниях расписываются на полгода вперед, что создало удачную платформу для оказания услуг компаний из крупных городов. Региональные эксперты отмечают, что присутствие «внешних» компаний показывает не совсем должное качество оказываемых работ. Подобная проблема возникает, по мнению начальника отдела охраны труда и социального партнерства Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края А. Н. Петрова, из-за демпинговой стоимости, т. е. цены на оказываемые услуги ниже рыночных. Чаще всего происходит имитирование услуг или предоставление «формальных результатов». Действуя подобным образом, недобросовестные компании могут нарушить стабильность на рынке.
В целом же, ситуация на региональном рынке по проведению АРМ выглядит вполне приемлемой. Так, например, заметно увеличилось количество организаций по АРМ в Рязанской области (в 2010 году порядка 300, в 2012 году около 400 компаний). В Московской области в 2011 году были удовлетворены запросы заказчиков по 100% шкале. В ряде регионов РФ возросло количество рабочих мест, на которых проведена аттестация (Новосибирская область, Тверская область, Курганская область и т.д.).
Вернемся снова к самому процессу аттестации. За формально предоставленные сведения о результатах аттестации страдают, в первую очередь, работодатели, потому как, если при проверке выясняется, что аттестация незаконна, или же сведения вызывают подозрения, инспектор по труду имеет полное право направиться к нему с проверкой, которая явно будет являться независимой. А любые несоответствия выливаются в систему штрафов, с видами и размерами которых Вы можете ознакомиться в материале: «Обязательная аттестация рабочих мест».
Таким образом, интересы работодателей малого бизнеса учитываются, а интересы работников снова оказались подвластны стечению обстоятельств. Больше всего негодуют сейчас те, кто накануне утверждения приказа № 590н от 12 декабря 2012 провел аттестацию офисных рабочих мест.
Несомненным преимуществом новых изменений, конечно, является большая степень контроля за рабочими местами с вредными и опасными условиями труда. Весь вопрос: «Не разоружит ли вновь принятый закон работодателей в отношении соблюдения прав своих сотрудников?» Ответ на вопрос придет по мере анализа – анализа аттестации уже в новом формате.
Добавить комментарий