Система независимого контроля аварийных рисков в сфере строительства

Опыт различных аварийных ситуаций, связанных с разрушением зданий и сооружений, позволяет уверенно утверждать о наличии двух неоспоримых фактов. Согласно первому, можно заявить, что большинство аварийных ситуаций переплетается с двумя отрицательными влияниями: «человеческий фактор» на различных этапах возведения и эксплуатации объекта, а также воздействие техногенного или климатического характера. Второй факт говорит о том, что степень и тяжесть последствий аварии зависят от масштабности разрушений строительных конструкций. Выходит, что первое утверждение позволяет сделать выводы о причинах аварии, а второе – говорит, что безопасность эксплуатации строительных конструкций во многом зависит от степени их защищенности от обрушений и повреждений.

Те воздействия, которые не обозначены в проекте, практически неуправляемы. По этой причине первостепенное значение в плане сокращения числа аварий имеет снижение влияния человеческого фактора в процессе проектирования и строительства объектов. Следует также отметить, что данный фактор просто отсутствует в строительных нормах, а запас прочности, который закладывается в конструкции, его не учитывает. Выход остается один – ведение жесткого и независимого контроля. Это касается не повсеместного строительства, а лишь того, где сооружаются ответственные инженерные конструкции, задействованные при эксплуатации в условиях многолюдности. В качестве контролирующих органов следует задействовать специально обученных людей, понимающих всю степень ответственности сооружений и возможные риски аварийности при их эксплуатации. Эти же эксперты должны выполнять функцию оценщиков при определении остаточного ресурса сооружений.

Не менее важно понимать смысл определения «риск аварии». В него заложено не только то, что сооружение может разрушиться, но и то, какие последствия после этого наступят. Как упоминалось выше, при строительстве объектов учитываются не все факторы, способные повлиять на безопасность их эксплуатации. По этой причине фактическая вероятность возникновения авариной ситуации будет всегда выше теоретической.

Такие понятия, как «конструкционная безопасность» и «конструкционная надежность», величины взаимосвязанные. Конструкционная надежность строения подразумевает под собой соблюдение следующих условий:

  • противодействие процессам разрушения;
  • способность сохранять первоначальную форму при имеющихся воздействиях;
  • способность восстанавливать свое положение при устранении воздействия.

Выходит, что для количественной оценки риска возникновения аварийной ситуации на объекте, эксперт по контролю в первую очередь должен провести обследование фактического состояния основных конструкций здания, а после этого произвести оценку его надежности.

Самым главным определением в процессе контроля аварийных рисков является понимание значений порогов, при которых вероятность наступления аварии возрастает в разы. Данные значения не имеют зависимости от конструктивных особенностей объектов или количества этажей. При нахождении здания в эксплуатации, рано или поздно возникает момент, когда наступает критический риск аварийности. С этого времени ресурс здания считается исчерпанным, и оно переходит в разряд аварийных строений. Несмотря на то, что здание сохраняет свою эксплуатационную способность, тем влияниям, которые не заложены в проекте, оно практически не сопротивляется. В процессе эксплуатации также возникает момент, когда известна дата начала аварийности. Речь идет о предельном значении риска аварии. После наступления этого времени здание считается ветхо-аварийным.

Главным помощником в деле контроля риска аварий для эксперта должна стать автоматизированная экспертная система. Именно она должна обеспечивать оперативность, правдивость и объективность результатов оценки при наименьших расходах. Данная система представляет собой комплекс, совмещающий в себе не только способности машин к математическим расчетам, но и интуитивные инженерные особенности людей, обладающих достаточным опытом и знаниями. Основными составными частями комплекса являются две базы: данных и знаний. Первая должна содержать конкретную информацию об объектах и обо всем, что с ними связано. Здесь должна содержаться информация о самых распространенных недочетах и ошибках, допускаемых на всех этапах возведения объекта.

Вторая база – база знаний, имеет два блока. В первом располагаются информация и назначения, облегчающие процесс поиска ошибок. Второй блок – расчетный, позволяет производить необходимые расчеты для определения риска аварии и остаточного ресурса здания. При помощи алгоритмов этот блок позволяет определить степень риска аварии и сравнить ее со значением порога. После этого можно делать вывод о техническом состоянии объекта.

Получение всей необходимой информации о конкретном объекте вполне возможно за счет конструкционных несущих элементов. Этот своеобразный «скелет» здания позволяет любому заинтересованному лицу убедиться в качестве произведенных работ по проектированию, строительству и эксплуатации. Полнейшая информация о непосредственных производителях работ позволяет определить виновных лиц, допустивших наступление риска аварии, и применить к ним меры наказания.

В развитых странах в страховых компаниях давно работают люди, сочетающие в себе обязанности менеджера по рискам, так называемые сюрвейеры. Основной задачей сюрвейера является доскональное изучение объекта, подлежащего страхованию. Фактически это тот же эксперт по строительству, но с определенными знаниями страхования и права. Такой подход позволяет улучшать качество контроля и сокращать риски аварий.

В России данная система пока не развита. Основной причиной этого является отсутствие соответствующих специалистов. Выходит, что, организовав подготовку сюрвейеров можно значительно сократить риски наступления аварий. Люди данной профессии будут востребованы не только в сфере строительства, но и в проектных, страховых организациях. Кроме того, это позволит сохранить огромные суммы, утекающие в заграничные страховые компании. Но самое главное, конечно, это то, что произойдет сокращение аварийности в сфере строительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: