Система менеджмента качества и ISO 9001

Система менеджмента качества (СМК, – ред.) – это, конечно же, не то же самое, что ISO 9001. СМК представляет собой совокупность определенных методик, процессов, ресурсов, концепций направленных на управление таким ключевым показателем работы любой организации, как качество результатов ее деятельности. ISO 9001 это только один из стандартов, по которым можно внедрять СМК, есть и немало других. Для аэрокосмической промышленности существует AS 9100, для муниципалитетов, университетов и больниц IWA 4, IWA 2 и IWA 1, для железнодорожной отрасли стандарт с названием «IRIS», в телекоммуникациях свой нормативный документ – TL 9100. Это далеко не полный список, подобные стандарты есть во многих значительных отраслях. ISO 9001 от них отличает два обстоятельства: во-первых, он самый известный в мире, по нему выдано самое большое количество сертификатов, а во-вторых, только он один не концентрируется на отраслевой специфике. В тексте норматива прямо сказано, что он подходит для внедрения системы менеджмента качества в любой стране и в организациях любого размера и отрасли. Для предпринимателей это и плюс и минус, с одной стороны, многие из них говорят о том, что сертификат ISO 9001 помогает им снижать издержки трансграничного взаимодействия – стандарт превратился в своеобразное «эсперанто качества» с которым в большинстве стран мира если не активно работают, то, во всяком случае, – знакомы. Однако на другой чаше весов находится недовольство тем, что требования ISO 9001 сформулированы слишком обобщенно и вообще не содержат положений ценных для той или иной отрасли. Это провоцирует тенденцию, когда в некоторых сферах создают отраслевые стандарты СМК, которые не связаны с Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.). ISO пытается противопоставить собственные отраслевые адаптации ISO 9001 там, где проблема стоит особенно остро. Широко известны, хотя и не завоевали большой популярности такие нормативы, как ISO/TS 16949 для поставщиков автокомпонентов – это ответ международной организации серии стандартов QS 9000, которая сосредоточена именно на проблемы автомобильной отрасли. Есть также стандарт ISO 13485 для систем менеджмента качества в производстве медицинской техники. Как считают многие эксперты, несмотря на эти усилия ISO пока не удается переломить тенденцию, хотя многие отраслевые стандарты профессиональных ассоциаций и без того гармонизируют с серией ISO 9000, поскольку очень многие предприятия сначала внедряют СМК по ISO 9001 и только потом профилируют его отраслевыми стандартами, где есть «замечания по поводу коробок передач» и «количеству леса, который должен быть высажен вместо срубленного для лесопилки» (лесная сертификация, – ред.). Добавим, что существует немало российских и иностранных руководств по внедрению ISO 9001 в различных секторах экономики. Скажем, в строительстве есть такой документ: Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 «Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительстве».

В стандарте ISO 9001 отражены только наиболее необходимые характеристики систем менеджмента качества, также как и в большинстве других стандартов. Однако это лишь небольшая часть методов и инструментов, которые существуют в принципе. Понятие «СМК» гораздо шире, чем просто своды требований в стандартах. Существуют апробированные практики, которые дают возможность сделать в области работы с качеством следующий после сертификата ISO 9001 шаг. Например, технология «Шесть сигм», TQM (Total Quality Management, – ред.) – это концепция, которая помимо улучшения качества сосредоточена еще и на совершенствовании качества процессов в организации. Еще немало новых и интересных подходов в сфере менеджмента качества предлагают появившиеся в Европе так называемые «модели делового совершенства». Они подходят к проблеме с другого ракурса, так как кроме качества охватывают целый ряд других проблем, пытаясь помочь в управлении организацией еще более комплексно. Наконец, есть некоторые компании, которые не приемлют универсальные подходы и разрабатывают собственные системы менеджмента качества по собственным же методикам. В качестве примера такой практики можно привести сеть отелей «Amaks».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: