Сертификация качества

Источник: настоящая статья представляет собой перевод статьи, принадлежащей перу Страхини Стояновича, сертифицированного в RABQSA главного аудитора по следующим стандартам: ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. С. Стоянович принимал участие во внедрении данных нормативов более, чем в 100 малых организациях, сталкиваясь со всеми аспектами: от создания документации и организации тренингов без отрыва от производства и заканчивая поддержанием систем менеджмента в рабочем состоянии.

Сертификация качества – это генеративный термин, обобщающий два явления: сертификацию знаний отдельных профессионалов в области управления качеством и сертификация систем менеджмента качества (СМК, – ред.) целых компаний.

Сертификация профессионалов

Профессиональная сертификация качества доступна в нескольких организациях, таких, как Американское общество качества (ASQ – American Society for Quality, – ред.) по всему миру. Выдаваемые таким образом сертификаты призваны показать, что специалисты демонстрируют устойчивые знания в области управления качеством. Есть много типов сертификаций: «Certified Quality Engineer» (CQE – Сертифицированный инженер по качеству, – ред.), «Certified Quality Inspector» (CQI – Сертифицированный инспектор по качеству, – ред.) и многие другие (Читайте о сертификациях внутренних аудиторов здесь, – ред.).

За большей информацией по этому вопросу можно обратиться прямиком на сайт ASQ. Особняком в этом ряду стоит профессиональная сертификация Ведущего аудитора ISO 9001 (ISO 9001 lead auditor, – ред.). По этому поводу читайте наш текст «Сертификация ISO 9001».

Сертификация системы менеджмента качества

Система менеджмента качества (используют аббревиатуру СМК, – ред.) может быть произведена по различным наборам требований. Если СМК сертифицирована, то это значит, что орган по сертификации (их иногда называют «регистрами», – ред.) провел аудит на соответствие требованиям к системе качества и осуществляет регулярные аудиты через определенные промежутки времени призванные подтвердить, что работа системы в организации поддерживается. Ниже мы перечисляем некоторые доступные концепции менеджмента качества. Некоторые из них представлены в форме стандартов (наборов требований, говорящих какой должна быть система менеджмента качества). Другие представляют собой набор теоретических выводов и инструментов, которые используют для организации улучшений в работе компаний.

Наиболее распространенные парадигмы управления качеством

ISO 9001: наиболее часто применяемый свод требований по разработке СМК. Сертификация СМК по стандарту ISO 9001 признается во всем мире. Чтобы узнать больше, читайте статью «Сертификация организаций по стандарту ISO 9001».

AS9100: это стандарт, который основан на ISO 9001 и включает дополнительные положения, специфичные для аэрокосмической отрасли. Существует услуга аудита третьей стороны по данному стандарту, удостоверяющая, что компания соответствует AS9100. Для подробностей, читайте статью «AS9100: что это такое и какова связь с ISO 9001».

ISO 13485: это опубликованный Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization. – ред.) норматив для использования компаниями, проектирующими медицинское оборудование, стандарт также включает требования, которые могут быть полезны для использования регуляторами в этой отрасли.

Lean: основная идея этой философии состоит в максимизации прибыли путем сокращения издержек. Ядро концепции составляет идея, что все, увеличивающее издержки, но не приносящее прибыль должно быть взято под управление или устранено. Техники lean могут значительно дополнить инструментарий СМК, но самостоятельно для разработки и сертификации системы качества они не пригодны.

MBNQA: Национальная премия качества М. Болдриджа создана для награждения американских компаний, добившихся делового совершенства. С премией соотнесена совокупность конкретных требований, руководствуясь которыми организация может разработать и сертифицировать СМК. Минусом является то, что помимо оценки в рамках самой Премии не существует других форм сертификации по этому набору требований к системам менеджмента качества.

Методология «Шесть Сигм»: она объединяет совокупность методик и инструментов для улучшения процессов. Ее используют во многих компаниях, как вспомогательное средство улучшения вдобавок к предусмотренным в СМК. Впрочем, по данной методологии нельзя сертифицировать СМК.

TQM: Всеобщее управление качеством включает практики, способствующие улучшению реализуемых в компании бизнес-процессов. Эти инструменты помогают решать возникающие проблемы, улучшать эффективность и стандартизировать процессы. Опять-таки, нельзя внедрить и сертифицировать СМК в соответствии с TQM, но некоторые средства из этого инструментария используются.

ISO/TS 16949: настоящий стандарт содержит требования по применению ISO 9001 в отрасли производства автокомпонентов и автомобильной промышленности. Можно внедрить и провести процедуру подтверждения соответствия системы качества по нему.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: