Сертификат

День за днем мы сталкиваемся с чем-либо, относительно чего хотим понять: оправдает ли оно наши ожидания или нет. Возьмите хотя бы простую бытовую покупку в супермаркете. Но это касается и других, более сложных сторон жизни. Компетентен ли человек, которого я нанял для выполнения работы, которая мне от него нужна? Доставит ли поставщик нужный товар по нужной цене, когда мне это понадобится? Безопасно ли то, чем я пользуюсь? Товары и услуги похожи на обещания, авансы. Корпоративные потребители, покупатели, пользователи, чиновники имеют определенные ожидания по поводу свойств того, что они собираются приобрести: качество, экологический аспект, безопасность, экономичность, надежность, совместимость, результативность использования и так далее.

Демонстрация того, что эти особенности приобретаемых товаров и услуг соответствуют требованиям стандартов, законов и других документов называется подтверждением соответствия. Оно бывает разных видов. Если процедура предполагает проверку самого факта соответствия требованиям независимой стороной и выдачу организации-объекту аудита удостоверяющего документа о результатах данной проверки, то речь идет о сертификации. Этот документ, это удостоверение – и есть сертификат. Кстати, об этом говорит само слово. Оно происходит от латинских корней «certum» – верно и «facere» – делать. То есть, сертификат – это удостоверение в том, что что-то «сделано верно».

Сертификаты выдаются независимой стороной после проверки на соответствие требованиям, давшей положительный результат. Теоретически все понятно. Но в реальности, к сожалению, все гораздо сложнее. Дело в том, что по субъекту проведения процедуры оценки соответствия она делится на «самооценку», «оценку второй стороной» и оценку «третьей стороной». Самооценка – это аудит организации своими силами, понятно, что об объективности здесь говорить не приходится, так как аудит осуществляют заинтересованные в результате лица, может быть даже сотрудники аудитируемого отдела. Далее, «оценка второй стороной» – это аудит, проводящийся другой организацией, но которая никак не может похвастаться беспристрастностью и незаинтересованностью в делах компании-объекта аудита. Обычно в такой роли выступает деловой партнер. Наконец, третий вид – «третейская» оценка – это когда для аудита и сертификации привлекается абсолютно сторонняя организация, у которой в принципе не может быть «конфликта интересов» при осуществлении процедуры – на этом специализируются организации, которые называют органами по сертификации.

В принципе, документ, который может выдать организация сама себе может называться сертификатом. Слово «сертификат» красуется иногда и в заголовке той бумаги, которая получена от делового партнера. Однако с другой стороны, многие органы по аккредитации, которые занимаются оценкой на соответствие самих органов по сертификации и проводят у них независимые аудиты считают сертификацией только оценку «третьей стороной» – это зафиксировано в терминологии и понятиях, которыми они оперируют.

В документах Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) тоже понятие сертификация используется только применительно к «третейской» оценке. Так в чем тут дело? Специалисты хоть и понимают, что сертификацией лучше называть только независимое подтверждение соответствия, где гарантирована максимальная объективность, все же запретить другим заниматься подменой понятий не могут. В среде экспертов по этой теме устоялся постулат о «первичной ответственности» (primary responsibility, — ред.) за соответствие товара и услуги требованиям потребителей и законов. По общему мнению специалистов, эта ответственность естественным образом ложится на организацию, которая производит продукцию или оказывает услугу. И сертификат не снимает с нее этой ответственности. По факту, многим выгодно манипулировать авторитетом сертификатов из краткосрочных тактических соображений. Да и моральная вина на выдавших сертификат, ложно подтверждающий что-либо, тоже ложится. Но это, похоже, в теоретических построениях не учитывается. Так что, в современных условиях, заинтересованная в информации о наличии сертификата сторона должна сама разбираться, где слово «сертификат» использовано содержательно.

Впрочем, и с самой «оценкой третьей стороны» не все так просто. Начать с того, что такие структуры существуют как в виде коммерческих организаций, целью создания которых официально является получение прибыли, так и структуры, оформленные и работающие как НКО (некоммерческие организации, — ред.). Сильна географическая специфика. В определенных странах по ряду стандартов проведение сертификации доверено полностью правительственным или полуправительственным учреждениям. Как от этого страдает объективность процедуры – вопрос, заслуживающий отдельного рассмотрения. Большое разнообразие между организациями, работающими по принципу органов по сертификации существует в области объектов оценки, с которыми они обычно работают. И это надо учитывать, поскольку их привычное поле деятельности определяет то, по каким стандартам они работают. Сертификационные компании, выдающие сертификаты на системы менеджмента ориентированы на правила аудита, закрепленные в стандарте ISO 17021, органы по сертификации, ориентированные на продукцию, производственные процессы и услуги работают по ISO 17065, занимающиеся оценкой соответствия физических лиц, например, профессионалов, пользуются ISO 17024. Особняком стоят органы, выполняющие контроль, а не сертификацию – ISO 17020. Для испытательных лабораторий свой стандарт – ISO 17025.

Получение сертификата потребует от организации-претендента на него понимания своих интересов и умения расставлять приоритеты. Ведь никто не сделает выбор за вас. Но того же требует от нас сама жизнь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: