Саморегулирование в сфере промышленной безопасности – преимущества и недостатки
В настоящее время в области промышленной безопасности существует жестко структурированная, нормативно регламентированная, государственная система регулирования. Но все чаще в профессиональной сфере раздаются голоса, призывающие развивать также и систему саморегуляции. Международная практика давно использует эти механизмы для обеспечения безопасности производственной деятельности, особо на опасных объектах. Саморегулируемые структуры в отечественной промышленности – это реальный шаг вперёд в области реальной, а не «созданной» искусственно (иногда даже «купленной») промышленной безопасности. Государство должно стимулировать появление таких организаций, разрабатывать и согласовывать с ними новый регламент, в том числе законодательный.
В чем плюсы подобных саморегулируемых в сфере безопасности структур? Чем эти предприятия отличаются от других? Дело в том, что они обладают некоторыми уникальными возможностями. К ним можно отнести:
- Формирование собственной рыночной концепции организации.
- Разработка внутренних регламентных документов и стандартов.
- Создание контрольных механизмов.
- Возможность наказание сотрудников за несоблюдение установленных стандартов промышленной безопасности.
Этот механизм позволяет, в определенной степени, разгрузить государственные структуры и перенести тяжесть контроля над безопасностью предприятий на них самих. Их эффективность заключается как раз в том, что зависимость бизнеса от власти практически отсутствует, даже экономически (подобная деятельность финансируется за счет членских взносов).
Реализация проекта саморегулирования предприятий в сфере промышленной безопасности была полностью поддержана правительством. В январе 2010 года в г. Липецк прошло заседание специальной президентской комиссии, занимающейся вопросами технологического развития отечественной экономики и ее модернизации. На нем Дмитрий Медведев отметил актуальность проблемы саморегулирования безопасности на производстве, особенно ему импонировало в новой системе наличие функции, касающейся разработки различных технических стандартов. То есть не государство разрабатывает подобные документы, изначально создавая видимость их публичного обсуждения с профессиональным сообществом, а сами профильные структуры и объединения подготавливают соответствующие регламенты, которые в дальнейшем обсуждает с властью, с последующим их утверждением.
Эта идея появилась в обществе после того, как государство и сам бизнес поняли, что существующая система государственного регулирования промышленной безопасности не до конца отвечает современным требованиям в этой области. После «беспредела» в сфере безопасности в 90-х годах, а потом жесткого, иногда излишне, «закручивания гаек», образовалась ситуация, при которой на свет появилось огромное количество лицензий и разрешений на осуществление той или иной сферы деятельности. Появилось большое количество инструкций и приказов, еще более «закрепощающих» бизнес, что не могло не сказаться на его развитии и создании рыночных проблем.
Избыток влияния государства на формирование нормативных регламентов и требований к производимой продукции является основным недостатком существующей системы государственного контроля над бизнесом. Более того, своеобразная надзорная «навязчивость», выражающаяся в частом государственном контроле предприятий, еще более усугубляет положение последних. Также сегодня в сфере промышленной безопасности практически не существует так называемой обратной связи, что не делает ее эффективной.
Но, главное, в этом вопросе то, что государственное регулирование не отвечает основному базовому требованию – обеспечение качества безопасности производственного процесса.
Существует еще одна проблема в этой сфере – это полное отсутствие механизма финансовой и юридической ответственности государства за ущерб, нанесенный своей деятельностью поднадзорной структуре.
Эксперты отмечают многочисленные преимущества саморегулируемой системы промышленной безопасности. К ним относятся:
- Большая гибкость при разработке технологических стандартов, технических регламентов и нормативов.
- Более высокая адаптация к рыночным условиям.
- Высокий уровень профессионализма при разработке соответствующих документов, регулирующих промышленную безопасность на производственных объектах.
- Возможность применения против нарушителей мер административного и экономического воздействия.
- Более оперативное разрешение конфликтов между различными участниками рынка.
- Экономия государственных средств.
Саморегулирующие организации в 2007 году получили свой федеральный закон за №315, принятого 1 декабря – он так и называется «О саморегулируемых организациях». Разработчики при его создании руководствовались возможностью создания подобных структур во всех областях бизнеса и профессиональной деятельности. Задачей законопроекта является также стимулирование предпринимательской среды к своеобразному «выдавливанию» государства из многих сфер профессионально-производственной деятельности, в том числе надзорной.
В основе закона «О саморегулируемых организациях» лежат следующие принципы:
- Добровольность сторон при создании саморегулирующих структур.
- Укрепление гражданских институтов.
- Осуществление процесса саморегулирования самостоятельным образом.
- Возможность досудебного разрешения всех конфликтов в профессиональной деятельности.
Законом также предусмотрено, что саморегулируемые предприятия формируют свой финансовый фонд, по принципу гарантийно-страхового.
Согласно этому документу основной функцией подобных организаций является создание механизма защиты предпринимателей во взаимоотношениях с государственными органами. В случае возникновения подобного конфликта на защиту конкретного объекта вступается вся организация, привлекающая для этого необходимые людские и финансовые ресурсы.
Все эти функции, задачи и нормы, прописанные в федеральном законе «О саморегулируемых организациях», в равной степени относятся и к структурам, созданным для регулирования деятельности в области промышленной безопасности производственных подразделений.
Добавить комментарий