Саморегулирование в сфере промышленной безопасности – преимущества и недостатки

В настоящее время в области промышленной безопасности существует жестко структурированная, нормативно регламентированная, государственная система регулирования. Но все чаще в профессиональной сфере раздаются голоса, призывающие развивать также и систему саморегуляции. Международная практика давно использует эти механизмы для обеспечения безопасности производственной деятельности, особо на опасных объектах. Саморегулируемые структуры в отечественной промышленности – это реальный шаг вперёд в области реальной, а не «созданной» искусственно (иногда даже «купленной») промышленной безопасности. Государство должно стимулировать появление таких организаций, разрабатывать и согласовывать с ними новый регламент, в том числе законодательный.

В чем плюсы подобных саморегулируемых в сфере безопасности структур? Чем эти предприятия отличаются от других? Дело в том, что они обладают некоторыми уникальными возможностями. К ним можно отнести:

  1. Формирование собственной рыночной концепции организации.
  2. Разработка внутренних регламентных документов и стандартов.
  3. Создание контрольных механизмов.
  4. Возможность наказание сотрудников за несоблюдение установленных стандартов промышленной безопасности.

Этот механизм позволяет, в определенной степени, разгрузить государственные структуры и перенести тяжесть контроля над безопасностью предприятий на них самих. Их эффективность заключается как раз в том, что зависимость бизнеса от власти практически отсутствует, даже экономически (подобная деятельность финансируется за счет членских взносов).

Реализация проекта саморегулирования предприятий в сфере промышленной безопасности была полностью поддержана правительством. В январе 2010 года в г. Липецк прошло заседание специальной президентской комиссии, занимающейся вопросами технологического развития отечественной экономики и ее модернизации. На нем Дмитрий Медведев отметил актуальность проблемы саморегулирования безопасности на производстве, особенно ему импонировало в новой системе наличие функции, касающейся разработки различных технических стандартов. То есть не государство разрабатывает подобные документы, изначально создавая видимость их публичного обсуждения с профессиональным сообществом, а сами профильные структуры и объединения подготавливают соответствующие регламенты, которые в дальнейшем обсуждает с властью, с последующим их утверждением.

Эта идея появилась в обществе после того, как государство и сам бизнес поняли, что существующая система государственного регулирования промышленной безопасности не до конца отвечает современным требованиям в этой области. После «беспредела» в сфере безопасности в 90-х годах, а потом жесткого, иногда излишне, «закручивания гаек», образовалась ситуация, при которой на свет появилось огромное количество лицензий и разрешений на осуществление той или иной сферы деятельности. Появилось большое количество инструкций и приказов, еще более «закрепощающих» бизнес, что не могло не сказаться на его развитии и создании рыночных проблем.

Избыток влияния государства на формирование нормативных регламентов и требований к производимой продукции является основным недостатком существующей системы государственного контроля над бизнесом. Более того, своеобразная надзорная «навязчивость», выражающаяся в частом государственном контроле предприятий, еще более усугубляет положение последних. Также сегодня в сфере промышленной безопасности практически не существует так называемой обратной связи, что не делает ее эффективной.

Но, главное, в этом вопросе то, что государственное регулирование не отвечает основному базовому требованию – обеспечение качества безопасности производственного процесса.

Существует еще одна проблема в этой сфере – это полное отсутствие механизма финансовой и юридической ответственности государства за ущерб, нанесенный своей деятельностью поднадзорной структуре.

Эксперты отмечают многочисленные преимущества саморегулируемой системы промышленной безопасности. К ним относятся:

  • Большая гибкость при разработке технологических стандартов, технических регламентов и нормативов.
  • Более высокая адаптация к рыночным условиям.
  • Высокий уровень профессионализма при разработке соответствующих документов, регулирующих промышленную безопасность на производственных объектах.
  • Возможность применения против нарушителей мер административного и экономического воздействия.
  • Более оперативное разрешение конфликтов между различными участниками рынка.
  • Экономия государственных средств.

Саморегулирующие организации в 2007 году получили свой федеральный закон за №315, принятого 1 декабря – он так и называется «О саморегулируемых организациях». Разработчики при его создании руководствовались возможностью создания подобных структур во всех областях бизнеса и профессиональной деятельности. Задачей законопроекта является также стимулирование предпринимательской среды к своеобразному «выдавливанию» государства из многих сфер профессионально-производственной деятельности, в том числе надзорной.

В основе закона «О саморегулируемых организациях» лежат следующие принципы:

  1. Добровольность сторон при создании саморегулирующих структур.
  2. Укрепление гражданских институтов.
  3. Осуществление процесса саморегулирования самостоятельным образом.
  4. Возможность досудебного разрешения всех конфликтов в профессиональной деятельности.

Законом также предусмотрено, что саморегулируемые предприятия формируют свой финансовый фонд, по принципу гарантийно-страхового.

Согласно этому документу основной функцией подобных организаций является создание механизма защиты предпринимателей во взаимоотношениях с государственными органами. В случае возникновения подобного конфликта на защиту конкретного объекта вступается вся организация, привлекающая для этого необходимые людские и финансовые ресурсы.

Все эти функции, задачи и нормы, прописанные в федеральном законе «О саморегулируемых организациях», в равной степени относятся и к структурам, созданным для регулирования деятельности в области промышленной безопасности производственных подразделений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: