Рост объемов потребления сжиженного попутного газа
Сжиженный попутный газ – это универсальная пропан-бутановая смесь, синтезируемая путем переработки нефти или попутного нефтяного газа. Высокий уровень экологичности делает его незаменимым топливом для применения в быту, а также в автомобильной и нефтегазохимической сферах деятельности. Как правило, нефтяной газ представляет собой смесь пропана и бутана в определенных пропорциях, которые зависят от времени года. Поскольку пропан обладает более низкой температурой испарения, его доля в попутном газе в зимний сезон увеличивается, в то время как летом пропорции примерно одинаковы.
В последние два десятилетия специалисты отмечают устойчивый рост потребления сжиженного попутного газа, составляющий примерно 3 % в год. Этому способствует высокая экологическая безопасность нефтяного газа, хороший инвестиционный климат, удобство хранения, транспортировки и эксплуатации.
Использование попутного газа
Попутный газ добывается из нефтяных скважин, при этом 1 тонна нефти может быть переработана в газ объемом до 800 кубических метров. Основу нефтяного газа составляют углеводороды от метана до гексана, в гораздо меньшем количестве в смесь входит азот, аргон, гелий, сероводород.
В пределах стран СНГ наибольший процент потребления попутного нефтяного газа приходится на коммунальное хозяйство, около четверти добываемого газа применяется в химической и других промышленных сферах. В регионах в качестве топливного материала сжиженный попутный газ в основном используется там, куда нет возможности доставить природный газ. Нефтяной газ широко применяется в США и странах Европы, также положительные тенденции потребления сегодня можно заметить, например, в Мексике.
Высокий уровень экологической безопасности сжиженного нефтяного газа провоцирует рост его использования в автомобильном секторе, тем более, что с течением времени требования к экологичности топлива только усиливаются. Начиная с 2000 года, аналитиками отмечается рост потребления попутного газа в качестве автомобильного топлива примерно на 5 %.
Поставщики нефтяного газа
Эксперты прогнозируют дальнейшее стремительное увеличение объёмов потребления сжиженного газа, при этом основными поставщиками топлива станут страны Ближнего востока, Северной Америки и Азии. В более отдалённой перспективе ожидается, что североамериканский регион утратит свои лидирующие позиции и ближневосточные страны получат основную долю рынка. Страны азиатского региона, Восточной Европы и СНГ также в прогнозах специалистов будут постепенно увеличивать объёмы поставок нефтяного попутного газа.
Цены на энергоносители
Изменение стоимости поставок сжиженного газа в последние десятилетия в большей степени определяется ближневосточными поставщиками. В течение последних десяти лет наблюдалась устойчивая тенденция к росту цен: после небольшого снижения стоимости тонны пропана в 2002 году до 235 долларов, происходил неуклонный рост. В среднем стоимость газа в 2005 году составила 580 долларов за тонну топлива. Март 2006 года ознаменовался временным снижением цен, однако средний показатель остался примерно тем же – 530 долларов за пропан и бутан. Важно отметить, что разовые цены на рынке в данный период были даже существенно выше, правда стоимость попутного газа в России оказалась значительно ниже – от 250 до 390 долларов за тонну газа.
Россия и Европа
Основную долю сжиженного нефтяного газа в Европе производят Германия, Норвегия, Великобритания и Франция, а главными потребителями выступают Турция, Италия и всё те же Великобритания и Франция. В Норвегии большую часть производимого попутного газа используют предприятия химической промышленности, в то время как Польша в основном использует сжиженный газ в качестве автомобильного топлива.
Россия более 80% произведённого попутного газа использует на собственные нужды в коммунальном хозяйстве, химической промышленности и транспорте. На экспорт при этом отправляется более миллиона тонн попутного газа. По словам экспертов, большая часть российского попутного газа сжигается на гидроэлектростанциях, а также на месторождениях в открытых факелах. При этом лишь 40 % производимого топлива перерабатывается в сырьё для промышленных нужд.
Проблема утилизации сжиженного газа неоднократно поднималась на различных форумах и заседаниях, при этом эксперты приходили к выводу, что в самое ближайшее время необходимо производить усовершенствование существующих нормативов в отношении природопользования, газотранспортной системы, ценообразования. Важно также внедрять передовые технологии утилизации попутного газа с привлечением новых инвестиций. По предложению правительства ХМАО ведущие отечественные нефтяные компании подготовили программы по совершенствованию процесса утилизации нефтяного газа и доведения процента до 95 %.
Европейский «серый» рынок
На европейском нефтегазовом рынке с приходом новых членов ЕС возникают сложности из-за несоответствия существующих директив и стандартов. Как результат в Европе появляется «серый» нефтегазовый рынок. В Польше наряду с повышенным потреблением сжиженного попутного газа в автомобильном секторе возникла полулегальная торговля топливом, из-за чего появились серьезные проблемы в сфере безопасности на газозаправочных станциях. Похожие проблемы встречались в Чехии, однако эксперты полагают, что со временем они должны исчезнуть, благодаря чему производители и поставщики в Европе окажутся в одинаковых условиях.
Будущее нефтяного газа
Производство сжиженного попутного газа сегодня не имеет таких больших объемов, как природный, однако его роль на мировом энергетическом рынке в последнее время неуклонно растет. Его применение в качестве топлива вместе с природным газом может дать серьезный толчок для развития новых рынков промышленности. Особенно это актуально для российского топливного рынка, где существует монополия на природный газ, так что внедрение системы сбора и транспортировки нефтяного газа непременно приведет к бурному развитию негосударственных нефтехимических компаний.
Добавить комментарий