Роль лабораторий неразрушающего контроля в сфере промышленной безопасности
Для того, чтобы реально оценить остаточный ресурс оборудования, эксплуатируемого на опасном производственном объекте, зачастую необходимо использование специальных лабораторий неразрушающего контроля. Это диагностические подразделения, осуществляющие испытания в области оценки соответствия. Главное в подобных структурах – это профессиональный подход и безупречность выводов. Специалисты отмечают, что эти лаборатории являются ключевым звеном в сфере промышленной безопасности.
Уже в течение 15 лет в России действуют Правила, на основании которых осуществляется процедура аттестации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК, — ред.). Объектами их диагностики и исследований являются оборудование, механизмы, здания и сооружения, которые функционируют на опасных производственных объектах. Этот документ основан на положениях федеральных законах и других подзаконных отраслевых актов, а также нормативных регламентах.
Специалистами отмечается тот факт, что во всех этих документах отсутствует норма, согласно которой процедура аттестации лабораторий должна быть обязательной – в настоящее время она носит добровольный характер. Более того, даже сами наименования терминов, имеющих отношения к этой теме, практически не используются ни в федеральном законодательстве, ни в других профильных регламентах. Так, например, термин «Аккредитация» используется в законе, но исключительно в отношении к сертификации. Практически в том же самом контексте это профессиональное слово применяется и в другом документе – Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации.
Термин «Лаборатория» в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и во всех его редакциях тоже не встречается. Как, впрочем, его нельзя увидеть во всех остальных регламентах, регулирующих промышленную безопасность на опасных производствах. Более того, даже после смены государственного надзорного органа в этой области на совершенно другой, с расширенными полномочиями, а именно: в 2004 году Госгортехнадзор был заменен на Ростехнадзор – внимание к лабораториям неразрушающего контроля, осуществляющим в рамках ПБ (Промышленная безопасность, — ред.) одну из важнейших функций, не изменилось. В Положении о новой структуре, на основе которой и призван функционировать федеральный надзорный орган, специалисты так и не увидели даже упоминания о лабораторных исследованиях. Таких слов, как «Неразрушающий контроль», «Лаборатория», «Аккредитация» и «Аттестация» в этом документе отсутствовали.
В настоящее время существует документ, регулирующий деятельность аккредитационной деятельности в России. Но и в нем слово «лаборатория» можно прочитать только один раз – его используют в отношении зарубежного опыта, а никак ни отечественного. В этом регламенте применяются нормативные требования аккредитационной деятельности для различных структурных подразделений, которые занимаются аналитической работой, испытаниями, измерениями, подтверждением соответствия и контролем над различными производственными объектами. Если эти предприятия в добровольном порядке пожелают провести подтверждение своей профессиональной компетенции, то эта процедура как раз и будет осуществляться на основании Общих Правил по проведению аккредитации. Но, при этом, заставить их сделать это – никто и ничто не может. Процедура аккредитации является исключительно добровольной. Нетрудно догадаться, что желающих ее провести будет, мягкого говоря, не так и много.
В 2009 году все-таки появился документ, непосредственно касающийся деятельности лабораторий неразрушающего контроля – он называется Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Этот регламент касается структур, осуществляющих подтверждение соответствия. В одном из пунктов этого документа, а именно в п.1.3. – отмечено, что проведение аттестации ЛНК осуществляется для того, чтобы оценить профессионализм и компетенцию подобных подразделений, призванных выполнять исследования посредством метода неразрушающего контроля. Более того новый регламент, по сути, увязал воедино лаборатории НК (Неразрушающий контроль, — ред.) и промышленную безопасность опасных производственных объектов. В нем четко указано, что аттестация ЛНК является процедурой, подтверждающей соответствие этого диагностическо-исследовательского подразделения требованиям ПБ. Причем интересно, что в последнем документе в отношении этой процедуры используется термин «аттестация», а вот в Положении об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий тот же самый процесс называется «аккредитация». Перечень органов, которые вправе осуществлять эту процедуру, определяются правительством РФ.
В течение 10 лет, начиная с 1993 года, использование на практике методов неразрушающего контроля технических устройств и материалов, осуществлялось на основании лицензии Ростехнадзор Российской Федерации.
В настоящее время, со слов профильных экспертов, система промышленной безопасности недостаточно эффективна. Система неразрушающего контроля, как неотъемлемая часть ПБ, также находится не в самом лучшем своем состоянии.
Сегодня российские власти практически самоустранились от регулирования процесса обязательной оценки профессионализма и компетенции лабораторий неразрушающего контроля. Это удивительно, если учесть, что эти структуры являются составной частью процедуры экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектов, которых на территории России десятки тысяч. Для решения этого вопроса необходима корректировка ряда нормативных документов, регулирующих эту сферу деятельности. Более того, специалисты полагают, что аттестация ЛНК, заключающаяся в подтверждении ее компетенции, должна быть обязательной процедурой, но несмотря на это должны присутствовать и механизмы добровольного регулирования этой сферы – все зависит от функциональности непосредственно самой лаборатории неразрушающего контроля.
Добавить комментарий