Роль государства в обеспечении промышленной безопасности на опасных производственных объектах

Государства всех стран мира понимают, что излишнее давление на бизнес только усугубляет его положение и как следствие сказывается на состояние национальной экономики. Российские власти не являются исключением и также стараются регулировать свое вмешательство в деятельность частного предпринимательства, снимая постепенное ненужные административные барьеры. Еще в 2003 году был издан президентский указ №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», результаты которого ощущаются до сих пор. В него включены следующие мероприятия федеральных властей, призванные облегчить предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

  1. Ограничение влияние государства на бизнес.
  2. Разработка мер по удалению дублирующего регулирования на уровне федеральных и региональных органов власти.
  3. Совершенствование саморегулирующихся организаций в сфере предпринимательской деятельности.

Эти меры в разной степени относятся и к управлению промышленной безопасности опасных производственных объектов. На сегодня государственным контролем этой сферы деятельности занимаются две федеральные структуры: Минприроды РФ и Ростехнадзор. Деятельность первого государственного органа регулируется правительственным постановлением РФ от 29 мая 2008 года №404 – «О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации». Согласно этому документу ведомство занимается регулированием в области промышленной безопасности предприятий, вырабатывает ее политику на государственном уровне и разрабатывает соответствующий нормативный регламент.

Ростехнадзор руководствуется в своей работе постановлением правительства России № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30 июля 2004 года. Основными функциями этого надзорного федерального органа является осуществление контрольной деятельности над работами в сфере использования недр, безопасной эксплуатации сетей (за исключением бытовых) и тепловых устройств, безопасности хранения взрывчатых веществ, а также их производства и применения. Основным базовым нормативным регламентом для ведомства является Федеральный закон от 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Кроме того, регламент в этой области пополнился еще одним значительным документом, который зафиксировал на нормативном уровне порядок регулирования надзорных и контрольных функций со стороны государственных органов – это Указ российского президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В нем четко прописаны функциональные обязанности подобных федеральных ведомств. К ним относятся:

  • Реализация конкретных действий по реализации контрольных и надзорных функций за исполнением юридических и физических лиц, а также государственных структур и общественных организаций соответствующего законодательного и нормативного регламента.
  • Осуществление процедуры выдачи соответствующими органами российской власти разрешительной (лицензионной) документации.
  • Проведение процесса регистрации документов, подзаконных и нормативных актов, прав, объектов и т.д.

Что касается Ростехнадзора, то данное ведомство в рамках реализации надзорных и контрольных функций в отношении системы промышленной безопасности опасного производственного объекта, выполняет следующие функции:

  • Обеспечение контроля над соблюдением нормативных правил промышленной безопасности опасного производственного объекта.
  • Осуществление лицензионной деятельности в отношении химических производственных объектов, а также других взрывопожароопасных промышленных опасных объектов.
  • Выполнение деятельности по ведению госреестра опасных производственных объектов и их регистрации.

Осуществляя порядок регистрации ОПО (Опасные производственные объекты, — ред.) ведомство таким образом относит его к опасным производствам. Таковым он становится после того, как введен в эксплуатацию и зарегистрирован в региональном подразделении Ростехнадзора. В соответствии с российским законодательством субъект права может стать юридическим лицом только после его соответствующей регистрации. Видна очевидная закономерность в двух подобных регистрационных процедурах.

После того, как опасный производственный объект попадает в Государственный реестр ОПО, то он сразу же становится производственным объектом, к которому применяются все нормативные регламенты и законодательные акты, касающиеся промышленной безопасности. В то же самое время государственный надзорный орган Ростехнадзор может выполнять в отношении этого опасного производственного объекта свои контрольные функции, которые предоставлены ему соответствующими федеральными законами.

Ни одно предприятие, выполняющее взрывопожароопасную деятельность или занимающееся химическим производством, не может без соответствующих лицензий выполнять свои производственные функции. Но в таком нормативном документе, как Положение о лицензировании не отражены конкретные виды деятельности, для которых нужно обязательное разрешение. Оно в этом вопросе отсылает к федеральному законодательству. Получается, что владелец, эксплуатирующий опасный производственный объект, для регистрации своей структуры и получения лицензии должен подготавливать и передавать в госорганы зачастую одни и те же документы. Эксперты полагают, что предоставление одних и тех же документов в один и тот же государственный орган является бессмысленным.

На основании Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» появилась возможность, позволяющая перераспределить в пользу подобных структур государственные функции надзора над управлением промышленной безопасности. Дело в том, что Ростехнадзор выполняет не только контрольные функции. Например, это ведомство также осуществляет утверждение экспертных заключений промышленной безопасности, занимается согласованием разнообразных нормативных актов в сфере обучения работников и их аттестации, а также многое другое. Все это, по мнению экспертов, как раз и могут выполнять саморегулирующие организации, которые со временем будут расширять свои полномочия, оставив государству исключительно функции надзора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: