Расчет эффективности внедрения элементов системы менеджмента качества ISO 9001
Термин «элементы системы менеджмента качества» эксплуатирует стандарт ISO 9004. Это тоже норматив серии стандартов ISO 9000 «Управление качеством», как и ISO 9001, по которому внедряют системы менеджмента качества (СМК, – ред.). Если необходимо оценить эффективность этих элементов, то в ISO 9004 есть Приложение А. Это руководство по самооценке системы. Основное содержание этой части стандарта составляет таблица, в которой перечислены различные элементы СМК организации с указанием номера параграфа в ISO 9004:2010 и через него – номера параграфа ISO 9001. Информация в двух стандартах сопряжена их редакторами, чтобы с ними было легче работать. Напротив различных элементов даны разные оценки их состояния, и пользователю предлагается решить: какая из формулировок точнее описывает его ситуацию. С точки зрения оценки эффективности может быть интересна и отмененная редакция ISO 9004:2000, которую можно легко найти в Интернете, поскольку она предлагает даже не таблицу, а готовый опросник для руководства, пользуясь которым можно лучше понять состояние вашей системы менеджмента (Читайте о формулах вычисления эффективности системы менеджмента качества здесь, – ред.).
Если вас интересует сугубо экономическая эффективность, то лучше подойдет другой стандарт ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.). Имеется в виду, конечно же, ISO 10014 «Управление качеством. Указания по получению финансовых и экономических выгод». Этот стандарт хорош тем, что для каждой составляющей СМК предложена своя таблица со своей последовательностью действий. Например, отдельная – для оценки процессов лидерства со стороны руководства, отдельная – для бизнес-процессов, обеспечивающих ориентацию на потребителя. Именно в ISO 10014 хорошо показана связь процессов оценки эффективности с управленческим циклом PDCA. Впрочем, на другой чаше весов то, что второй стандарт из двух сконцентрирован на финансовой стороне эффективности. А как верно отмечает в своей статье на сайте «Элитариум- www.elitarium.ru» Игорь Борисович Немировский, экономическая выгода – только один из аспектов эффективности. Статья называется «Показатели эффективности бизнес-процессов».
Б.Н. Немировский обращает внимание на то, что многие предприниматели, пытаясь оценить эффективность своих систем управления понимают эффективность, как исключительно финансовую эффективность. Но прибыль – просто необходимое условие существования процесса, если предприятие хочет выйти вперед в конкурентной борьбе, то нужно выработать целую систему критериев для анализа и выводов эффективности. Процесс может быть не только прибыльным, но и экономичным по времени, может добавлять ценность, а может не добавлять, может эффективно связываться с другими процессами, а может быть в «рассинхроне» с ними. Многие эксперты отмечают отсутствие в современном менеджменте общепризнанной методики оценки эффективности СМК. Результат всегда будет зависеть от приоритетов в выборе критериев эффективности. Зато в распоряжении тех, кто внедряет системы менеджмента качества и работает с ними есть стандарты ISO 10014 и ISO 9004, которые если и не могут претендовать на целостную методику, то, во всяком случае, выступают как ориентир – в каком направлении продвигаться.
Добавить комментарий