Расчет эффективности внедрения элементов системы менеджмента качества ISO 9001

Термин «элементы системы менеджмента качества» эксплуатирует стандарт ISO 9004. Это тоже норматив серии стандартов ISO 9000 «Управление качеством», как и ISO 9001, по которому внедряют системы менеджмента качества (СМК, — ред.). Если необходимо оценить эффективность этих элементов, то в ISO 9004 есть Приложение А. Это руководство по самооценке системы. Основное содержание этой части стандарта составляет таблица, в которой перечислены различные элементы СМК организации с указанием номера параграфа в ISO 9004:2010 и через него – номера параграфа ISO 9001. Информация в двух стандартах сопряжена их редакторами, чтобы с ними было легче работать. Напротив различных элементов даны разные оценки их состояния, и пользователю предлагается решить: какая из формулировок точнее описывает его ситуацию. С точки зрения оценки эффективности может быть интересна и отмененная редакция ISO 9004:2000, которую можно легко найти в Интернете, поскольку она предлагает даже не таблицу, а готовый опросник для руководства, пользуясь которым можно лучше понять состояние вашей системы менеджмента (Читайте о формулах вычисления эффективности системы менеджмента качества здесь, — ред.).

Если вас интересует сугубо экономическая эффективность, то лучше подойдет другой стандарт ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, — ред.). Имеется в виду, конечно же, ISO 10014 «Управление качеством. Указания по получению финансовых и экономических выгод». Этот стандарт хорош тем, что для каждой составляющей СМК предложена своя таблица со своей последовательностью действий. Например, отдельная – для оценки процессов лидерства со стороны руководства, отдельная – для бизнес-процессов, обеспечивающих ориентацию на потребителя. Именно в ISO 10014 хорошо показана связь процессов оценки эффективности с управленческим циклом PDCA. Впрочем, на другой чаше весов то, что второй стандарт из двух сконцентрирован на финансовой стороне эффективности. А как верно отмечает в своей статье на сайте «Элитариум- www.elitarium.ru» Игорь Борисович Немировский, экономическая выгода – только один из аспектов эффективности. Статья называется «Показатели эффективности бизнес-процессов».

Б.Н. Немировский обращает внимание на то, что многие предприниматели, пытаясь оценить эффективность своих систем управления понимают эффективность, как исключительно финансовую эффективность. Но прибыль – просто необходимое условие существования процесса, если предприятие хочет выйти вперед в конкурентной борьбе, то нужно выработать целую систему критериев для анализа и выводов эффективности. Процесс может быть не только прибыльным, но и экономичным по времени, может добавлять ценность, а может не добавлять, может эффективно связываться с другими процессами, а может быть в «рассинхроне» с ними. Многие эксперты отмечают отсутствие в современном менеджменте общепризнанной методики оценки эффективности СМК. Результат всегда будет зависеть от приоритетов в выборе критериев эффективности. Зато в распоряжении тех, кто внедряет системы менеджмента качества и работает с ними есть стандарты ISO 10014 и ISO 9004, которые если и не могут претендовать на целостную методику, то, во всяком случае, выступают как ориентир – в каком направлении продвигаться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: