Работы по обеспечению промышленной безопасности на угледобывающих предприятиях
О том, насколько эффективно обеспечение промышленной безопасности на угледобывающих предприятиях рассказал руководитель Сибирского управления Федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора Евгений Львович Резников.
Начать следует с того, что в целях повышения эффективности обеспечения безопасности на опасных производственных объектах (ОПО, — ред.) в конце 2012 г. Западно-Сибирское и Южно-Сибирское управления по экологическому, технологическому и атомному надзору были объединены в одно и переименованы в Сибирское управление. В его структуру вошло 36 отделов, а кадровый состав составил 617 человек.
Одним из положительных моментов реструктуризации является централизация в сфере надзора за состоянием промышленной безопасности в поднадзорных субъектах РФ и Западной Сибири. Теперь под контролем управления находятся более 10 тысяч предприятий, эксплуатирующих свыше 18 тысяч производственных объектов и 250 тысяч энергетических. Подразделения управления оснащены по последнему слову техники, имеют закрытые каналы доступа на базе криптографического оборудования, обеспечивающие высокоскоростной обмен информацией и доступ к нормативно-правовым базам. Внедрены подсистемы ведения Государственного реестра ОПО, развернута единая электронная база ведения документооборота и архива Ростехнадзора. Также в распоряжении управления имеется автопарк на несколько десятков единиц техники.
Вместе с тем, в реструктуризации есть и свои отрицательные стороны, которые заключаются в значительном увеличении нагрузки на инспекторский состав, а поскольку сотрудники управления не относятся к проверкам формально, то на крупных промышленных предприятиях, к примеру, угледобывающих, комплексное инспектирование требует большого количества времени. Помимо проверок ведется работа с владельцами предприятий, т.к. согласно Конституции, именно на них лежит ответственность за обеспечение безопасных условий труда своих работников.
Нередко, когда случается авария, в поисках «крайнего» всю вину стараются переложить на сотрудников Ростехнадзора. Однако, ответственно подходя к своей работе, они не раз пресекали попытки продолжать деятельность предприятия в крайне опасных для служащих условиях и обращались в суд с требованием приостановить работу на ОПО, как, например, накануне трагедии в шахте «Распадская» в мае 2010 года. В то же время принципиальная позиция Ростехнадзора не всегда достигает своей цели – справедливости. Мягкие решения судов могут стоить жизни десяткам, а то и сотням людей.
Сибирским управлением осуществляется надзор за 486 предприятиями по добыче полезных ископаемых, из которых 66 шахт относятся к той или иной категории опасности. Только за 2012 год на них было зафиксировано 394 случая травматизма и зарегистрировано 12 аварий, в результате которых пострадало 15 человек. Расследования причин несчастных случаев показали, что в значительной степени они связаны с нарушением технологий производства, низким уровнем производственного контроля и низкой профессиональной подготовкой сотрудников предприятий. Все чаще причинами ЧС становится человеческий фактор, на их долю приходится до 70% случаев травматизма, в том числе со смертельным исходом.
Нужно отметить, что специалистами Ростехнадзора ежегодно аттестуется до 10 тысяч руководителей и специалистов, но этого явно недостаточно при современной оснащенности производства. Решение вопросов промышленной безопасности требует своевременной переподготовки кадров, четкого соблюдения правил безопасности и ужесточения ответственности за их нарушение.
Надо сказать, что эффективность наказаний в сфере промышленной безопасности – важный аспект в решении проблем травматизма и аварий на ОПО. Процедура привлечения виновных описана Кодексом РФ по административным нарушениям. Мерами наказания являются: наложение штрафов, приостановление деятельности на предприятии, дисквалификация должностного лица. Однако не всегда судами выносятся объективные наказания. Чаще всего руководители получают устные замечания или на предприятие налагаются административные штрафы. Тем не менее, при явных серьезных нарушениях поступали и продолжают поступать обращения в суд с требованием привлечения к ответственности должностных лиц. Так, управлением Ростехнадзора в результате проверки ЗАО «Шахта «Антоновская» было выявлено большое количество грубых нарушений техники безопасности, и по решению суда работы на объекте были приостановлены на срок до 50 суток.
Следует подчеркнуть, что компромисса в вопросах решения промышленной безопасности нет и быть не может. Особенно это касается угледобывающих предприятий, где количество нарушений порой переходит все границы. Результатом становятся многочисленные случаи травматизма, чрезвычайных и аварийных ситуаций.
Разумеется, в своей деятельности Сибирское управление руководствуется рядом нормативно-правовых документов, в их числе Указ президента от 23 июня 2010 года, согласно которому руководит деятельностью Ростехнадзора Правительство РФ, Положение о государственном надзоре за безопасным ведением горнодобывающих работ и контроле работ, связанных с геологическим изучением и рациональным использованием полезных ископаемых. Существует и ряд других документов, регламентирующих деятельность горнодобывающих предприятий, определяющих сроки и основания для проведения проверок.
Угольное и горнорудное производство требуют к себе повышенного внимания. Для обеспечения безопасности на горнодобывающих объектах необходима качественная нормативная база, регламентирующая основные правила ведения горных работ. Сотрудники Сибирского управления осуществляют качественный контроль обеспечения безопасности на горнодобывающих предприятиях, ведь это их работа, но важным моментом является отношение руководства к вопросам безопасности на производстве, ведь, в первую очередь, именно они ответственны за жизни тех, кто трудится на их предприятиях.
Добавить комментарий