Пять интересных фактов об ISO 9001:2015
К концу 2015 года будет опубликована новая редакция ISO 9001:2015, а уже в марте ожидается появление окончательного проекта стандарта FDIS (Final Draft International Standard, – ред.). Редакция 2008 отличалась от редакции 2000 года лишь в некоторых деталях, но удержать заинтересованные в серьезных реформах стороны – всегда были проблемы с применением стандарта – удалось только обещаниями, что уж редакция 2015 года будет значительной. Не трудно догадаться, что защитники ISO 9001 в его предыдущей концепции опасаются, что изменения вымоют из норматива все то хорошее, за что они его ценили, а ярые противники надеются на решение хотя бы некоторых проблем, которые приводили и приводят к неудачам при внедрении по ISO 9001 систем менеджмента качества. С подготовкой столь ожидаемой многими редакции 2015 года связан ряд интересных и важных фактов, которые стоят того, чтобы их довели до широкой аудитории.
Учет мнения пользователей ISO 9001:2008 в ISO 9001:2015
Перед началом работы над версией ISO 9001:2015 проводился опрос пользователей стандарта о том, каких конкретно реформ в обновленном стандарте они ждут. За проведение опроса и анализ результатов отвечал подкомитет Технического комитета №176 – SC 2. Наибольшее количество откликов вызвали следующие вопросы:
- риск-менеджмент, менеджмент финансов, управление изменениями (пользователи стандарта просили все это включить в стандарт, – ред.);
- существующие требования в области аутсорсинга, жизненный цикл продукции, разница между валидацией и верификацией (пользователи стандарта просили изложить эти требования более доступно, – ред.);
- вопросы более простого применения ISO 9001 в организациях сферы услуг и занимающихся программным обеспечением.
В текущем проекте ISO 9001:2015 управление изменениями и риск-менеджмент – присутствуют, а вот финансовый менеджмент остался за рамками стандарта. Термины валидация и верификация исчезли из норматива совсем. Что же касается организаций сферы услуг, аутсорсинга и жизненного цикла продукции, то здесь редакторы постарались сгруппировать и изложить более простым языком положения, которые, так или иначе, уже присутствуют в стандарте версии 2008 года.
Существует пародийный стандарт, высмеивающий ISO 9001
Консалтинговая компания «Oxebridge», сайт которой время от времени критикует те или другие недостатки ISO 9001, периодически издает шуточный стандарт Eyesore 9001 (Eyesore – соринка в глазу, – ред.). Этот нормативный документ периодически переиздается в новой редакции, совсем как его «серьезный» собрат. Сейчас есть две редакции – объектом для едкой иронии в последней служит ISO 9001:2008. Как только широкому кругу читателей станет доступен ISO 9001:2015, вместе с роем отраслевых стандартов СМК на основе ISO 9001 обновится и Eyesore 9001. Например, вступительные оговорки и «реверансы» ISO 9001 в последнем Eyesore 9001 высмеиваются так: «стандарт вышел в новой редакции ни для чего больше, как только для продажи еще большего количества стандартов». Параграфы пародии соответствуют параграфам в ISO 9001:2008 и перекликаются с ними. Скажем, 0.1 в Eyesore 9001 гласит: «Как вы выстроите свою систему качества зависит только от вас. Скажите вашему органу по сертификации, чтобы смирил гордость и признал тот факт, что речь идет о ВАШЕЙ компании, не о его. Если хозяева органа по сертификации были достаточно умны, чтобы открыть компанию, значит они понимают, что другие компании не должны работать ради органа по сертификации. Так что, пожалуйста…».
Участник заседаний ТК №176 о том, какие темы обсуждались в нем перед началом работы с проектом ISO 9001:2015
Дениз Робитейлл, одна из крупных мировых экспертов по качеству написала для журнала «Quality Digest» статью «Что происходит с ISO 9001?» (What’s Happening With ISO 9001?), в которой рассказала о том, какие тематики обсуждались в ТК №176 незадолго до начала работы над обновленной версией ISO 9001:2015. Согласно ее свидетельству, это были такие проблематики, как:
- Риск-менеджмент;
- Финансовые ресурсы организации;
- Время, скорость, гибкость взаимодействий;
- Процессный менеджмент;
- Управление знаниями;
- Сбережение инфраструктуры;
- Компетентность;
- Жизненный цикл продукции и услуг;
- Управление цепочками поставок (и аутсорсинг);
- Расширенное представление о потребителе.
Как отмечает сама автор статьи, далеко не все эти темы вошли в проект, как и в случае с мнением пользователей стандартов, вся масса поступающих идей служит только сырьем для нормотворчества в ТК №176.
Динамика выдачи сертификатов на соответствие ISO 9001
Сейчас доступны данные «The ISO Survey» за 2013 год, они находятся в открытом доступе. «The ISO Survey» – это масштабное исследование, призванное выявить основные мировые тенденции в сфере применения стандарта ISO 9001. Его данные свидетельствуют, что в Восточной Азии и Океании в 2013 году было выдано 467320 сертификата. Что чуть меньше, чем в 2012 году. В России в этот год компании получили 11764 документа о соответствии, в 2012 – чуть больше. А в Северной Америке наоборот – прогресс. 48579 сертификатов против 38586 – в 2012 году. США традиционно относят к странам, которые скептически настроены к ISO 9001, но, по-видимому, глобализация делает свое дело.
Количество сотрудников, которых нанимают после внедрения и сертификации по ISO 9001
По данным, которые приводит в своей on-line презентации Британское бюро по сертификации (British Assessment Bureau, – ред.) – это одна из крупнейших организаций, предоставляющих услуги в области оценки на соответствие международным стандартам – предприятия, сертифицированные по ISO 9001, через некоторое время после прохождения процедуры нанимают на 10% больше сотрудников. Это связано с расширением предприятия после улучшения качества, которого руководители добиваются благодаря полноценному и добросовестному внедрению ISO 9001:2015.
Добавить комментарий