Проведение сертификации по стандарту ГОСТ ISO 9001-2011
Длительность процедуры сертификации системы менеджмента качества (СМК, – ред.) зависит от многих факторов, от характеристик организации: величины, количества филиалов, их удаленности от главного офиса, ряда других характеристик, от отрасли, в которой предприятие работает. Наконец, на сроке осуществления сертификационного аудита сказываются правила, которые приняты в той или иной системе добровольной сертификации. От того, как решится вопрос о необходимой продолжительности внутреннего аудита напрямую зависит стоимость услуги сертификации. Дело в трудозатратах специалистов сертифицирующего органа. Важная подробность: сертификация по ISO 9001 обычно не проводится в организациях раньше, чем новоявленная система менеджмента качества не поработает некоторое время в штатном режиме, пока не будут проведены положенные по стандарту процедуры внутренних аудитов и анализа со стороны руководства. Пауза между созданием системы и сертификацией может составить от шести месяцев. Для подготовки к внешнему аудиту органа по сертификации чаще всего заранее устраивают проверочный аудит. Некоторые организации справляются своими силами, однако значительная часть пользуется услугами консультантов. Проверочный аудит стараются сделать максимально приближенным к настоящему аудиту третьей стороной, чтобы персонал был готов к главной проверке. Хотя процедуры сертификации зависят от правил конкретной системы сертификации, существуют международно-признанные нормы в этой области, которые воплощены в стандартах международных организаций. Изучив такие нормативные документы, как ISO 19011, ISO 17021 и ГОСТ 40.003-2008 можно составить себе представление о правильном аудите, сверяя это представление с тем, что вам предлагается, можно довольно надежно отделить добросовестные органы по сертификации от недобросовестных. Если говорить о ГОСТ 40.003-2008, то это, конечно, национальный стандарт, но при его подготовке учитывались документы международных организаций. Впрочем, стандарт этот сейчас критикуется в профессиональном сообществе и считается устаревающим.
Процедура сертификации начинается с подачи так называемого письма-заявки – это документ не в свободной форме, у него в любой системе сертификации есть определенная форма, ее вам вышлют из выбранной сертификационной компании. Вместе с заявкой могут попросить определенный перечень документов. В пакет, о котором идет речь, может входить структурная схема подразделений организации, ИНН, документация СМК, структура бизнес-процессов организации и многое другое. Вся эта информация нужна сертифицирующей компании, чтобы познакомиться с вашей деятельностью, кстати, если вы по получении сертификата решите сменить через какое-то время орган по сертификации, то новый партнер, скорее всего, вновь запросит у вас все эти документы.
После того, как орган по сертификации изучил полученные документы, скорее всего вам сообщат, что с вами готовы сотрудничать – орган по сертификации может отказать заявителю (так организация-претендент на получение сертификата называется в ФЗ «О техрегулировании», основном законе в области добровольной сертификации в России, – ред.), но в извещении об этом должны быть приведены основания для отказа. Если даже вам отказали из-за неправильно оформленной документации, после этого можно исправить ошибки, на которые укажут специалисты сертифицирующей компании и вновь подать ее на рассмотрение. После успешной обработки письма-заявки, с заказчиками согласовываются детали проводящегося аудита, заявитель уведомляется письмом о рассмотрении его заявки и о решении органа по сертификации, орган делает расчет стоимости услуги и выделяет необходимые ресурсы, затем заключается договор о проведении сертификации. Затем у вас попросят предоставить документацию вашей системы менеджмента качества. Напомним, что система должна быть внедрена на вашем предприятии до сертификации. В том случае, если документация, которую вы представили, соответствует ISO 9001, орган получает возможность приступить к подготовке внешнего аудита. Разрабатываются Программа и План аудита. После этого проводится внешний аудит или, выражаясь языком международных стандартов, «аудит на месте». Если несоответствий, то есть отклонений от стандарта выявлено не было – то хорошо. Несоответствия бывают критические и некритические, при некритических соответствиях сертификат может быть выдан, однако, при следующем инспекционном аудите будет проверено, устранены ли эти некритические несоответствия. Добавим, что два некритических несоответствия в одном пункте требований стандарта считается за одно критическое несоответствие. Но и наличие критических несоответствий не означает катастрофу, если за время проведения аудита вы успеете поправить положение, то вопрос будет исчерпан и на акте о проведении аудита былая проблема не отразится. Акт аудита – это отчет внешнего аудитора, который тот направляет в орган по сертификации. Именно на основании акта орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата. Сертифицирующие компании обычно доверяют своим аудиторам, поэтому случаи, когда аудитор не нашел несоответствий, а у серторгана остались все-таки еще сомнения в возможности выдачи сертификата – крайне редки. И еще одно, если руководство организации-кандидата на проведение сертификации не считает что-либо несоответствием, а аудитор придерживается обратного мнения, то в организациях на этот случай предусмотрена возможность подачи жалобы или апелляции. «Судить» в возможном конфликте между компанией и аудитором будет руководитель органа по сертификации. Если стороны все-таки не пришли к консенсусу, то часто это заканчивается отзывом аудитора и назначением нового проверяющего (Читайте о плюсах сертификации по ISO 9001 здесь, – ред.).
Добавить комментарий