Процедура разработки обоснования безопасности на опасных производственных объектах (ОПО)
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (ОПО, — ред.) должна закладываться на стадии проектирования. Специалисты в этой сфере не только разрабатывают соответствующую документацию и вносят в нее изменения, но также формируют понимание необходимости обоснования безопасности объекта, вносят свои корректировки и доработки.
Для проведения обоснования безопасности любого ОПО необходимо проведение экспертизы. Непосредственно сам опасный производственный объект отправляет эти документы в свой территориальный орган Ростехнадзора, а в дальнейшем при эксплуатации (в том числе, при ремонтных работах, консервации ОПО и его ликвидации) придерживается нормативных требований, предусмотренных в них. Кроме того, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, использует на практике выводы и результаты анализа риска ОПО.
Понятие «обоснование опасного производственного объекта» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это нормативный документ, является обязательным для исполнения любым ОПО. Он включает в себя:
- Информацию о результатах проведенной оценки риска чрезвычайного происшествия или аварии и их последствиях.
- Условия и среда, в которых должна осуществляться промышленная безопасность опасного производственного объекта.
- Правила и требования, предъявляемые к эксплуатационному режиму объекта, проведению всех видов ремонта (в том числе капитального), консервационным работам и ликвидации объекта.
Содержание подобного документа и информация, содержащаяся в ней была достаточно нова для специалистов, занимающихся проблемами безопасности опасных производственных объектов.
Определение уровня риска аварий регламентируется также многими другими документами. Особенно это относится к пожарной безопасности. Так, например, в Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в силу 10.07.2012. Они предусматривают две параллельные схемы по соблюдению пожарной безопасности опасного производственного объекта и основываются на технических регламентах, которые прописаны в другом федеральном законе – № 184 «О техническом регулировании»:
- Риск возникновения пожара на ОПО не должен превышать норм, предусмотренных федеральным законом за №123.
- Выполнение требований нормативного регламента пожарной безопасности.
Реализация норм нового документа – «обоснование безопасности» – имеет в плане реализации следующие аспекты:
- Данный регламент создан для опасного производственного объекта. Он предусматривает дополнительные правила, призванные обеспечить промышленную безопасность на ОПО. Кроме того, «обоснование» включает в себя информацию о потенциальном риске пожара или другой аварии на объекте, а также их последствия. Документ должен включать в себя 4 самостоятельных раздела:
- Общая информация об объекте.
- Возможные риски возникновения аварий на опасных производственных объектах и их последствия.
- Безопасные условия эксплуатации объекта.
- Комплекс правил и требований по эксплуатации ОПО, проведению всех видов ремонта (в том числе капитального), а также возможной консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
- В результате внесения изменений в технический регламент промышленной безопасности с 15.03.2013 г. уточнен перечень документов, которыми необходимо руководствоваться при соблюдении требований промышленной безопасности. К ним относятся законодательные акты федерального значения, нормативные документы Президента России, а также различные регламенты федерального значения, как в области промышленной безопасности, так и регулирующих деятельность в атомной энергетике. Это принципиальное новшество, так как ранее сфера ПБ регулировалась огромным количеством нормативов, которые зачастую не проходили экспертизу и регистрацию министерства юстиции РФ. Сейчас этот процесс стал более упорядочен.
- Федеральное законодательство не указывает инициатора проведения обоснования безопасности опасного производственного объекта – это могут быть субъекты, которые в той или иной мере задействованы в эксплуатации ОПО. К ним относятся:
- Проектная организация (или конкретное лицо), разрабатывающая всю техническую документацию для объекта.
- Организация или физическое лицо (индивидуально-частный предприниматель), эксплуатирующие опасный производственный объект.
- Заказчик (технический).
В соответствии с действующим законодательством Ростехнадзор не имеет права требовать разработки обоснования безопасности ОПО.
- В соответствии со статьей 3 пункт 4 Федерального закона № 116 определено, что подготовкой документа обоснования безопасности должен заниматься субъект, который принимал участие в разработке проектно-технической документации опасного производственного объекта.
- Несмотря на то, что федеральным законодательством чётко не прописана процедура, предшествующая разработке обоснованию промышленной безопасности ОПО, специалисты заявляют, что этому процессу, без сомнения, должна предшествовать его модернизация, реконструкция и техническое перевооружение.
- Потребностями в требованиях ПБ в целях обоснования безопасности, в соответствии с ФЗ №116, являются:
- Отклонение от нормативных регламентных требований промышленной безопасности опасного производственного объекта
- Недостаток требований федеральных нормативных правил
- Отсутствие требований федеральных нормативных правил
Необходимо понимать, что под требованиями федеральных нормативных правил понимаются абсолютно все нормы, регламентирующие деятельность опасного производственного объекта, которые находятся во 2 подразделе «Промышленная безопасность» в IV разделе Перечня нормативных документов. Причем все они должны относиться к компетенции Ростехнадзора.
Подобное понимание аспектов влияет на эффективную разработку обоснования безопасности опасного производственного объекта, что в, конечном итоге, влияет на минимизацию аварий и чрезвычайных происшествий.
Добавить комментарий