Производственные процессы с точки зрения ISO 9001:2015

Исследования эффективности применения стандарта ISO 9001 порой иллюстрируют доводы противников этого нормативного документа. К примеру, в статье «Исследование сертифицированных по ISO 9001 систем менеджмента качества – причины, стоящие за неудачами организаций с сертификатом» («A study on ISO 9001 Quality Management System Certifications – Reasons behind the Failures of ISO Certified Organizations», – ред.) содержится ссылка на опрос, который провели среди 100 организаций-поставщиков продукции из ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты, – ред.). Вопросы касались того, какие преимущества дали компаниям те или иные элементы ISO 9001 и, соответственно, системы менеджмента качества (СМК, – ред.) по нему. Когда речь зашла о связи внедренной СМК с общей стратегией предприятия – вышли такие результаты, которые автор статьи – индус В. Валакришнан характеризует не иначе как «шокирующие». Выяснилось, что в 48% организаций, охваченных исследованием, СМК не воплощает и никак не связана с общей стратегией и наоборот. Лишь 20% респондентов-представителей предприятий заявили о наличии этой связи в компаниях, где они работают. На самом деле, о проблеме говорилось давно, цифры просто показывают, насколько она серьезна. Во многих сертифицированных по ISO 9001 организациях система выстроена и работает параллельно настоящим производственным процессам организации. Однако, что такое «настоящие производственные процессы организации»? Это именно та деятельность, в результате которой появляется продукция, оказываются услуги и, в конечном счете, зарабатываются деньги. Естественно, это приоритет для менеджмента. А СМК, тем временем, отмирает как оторванная от реальных и практических нужд коллектива и его «вождей».

При начале разработки очередной редакции ISO 9001 – ISO 9001:2015 в Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) были осведомлены об этой застарелой проблеме. Жалобы на то, что не удается интегрировать СМК по ISO 9001 в производственные процессы звучали и во времена ISO 9001:2000 и не исчезли появлением ISO 9001:2008. Ставилась задача решить эту и ряд других проблем внедрения СМК по модели ISO. Что в итоге?

1) В разделе №5 «Лидерство» теперь за высшим руководствам закреплена задача обеспечить «интеграцию системы менеджмента качества в бизнес-процессы организации» – ничего подобного в предыдущей редакции стандарта не было.

2) В Приложении A появляется рекомендация не воспринимать ISO 9001:2015 и его последовательность параграфов как шаблон, слепо следуя которому нужно создавать процессы и документы. Как точку отсчета и ориентир нужно использовать живые и действующие производственные процессы самой организации.

Что могут изменить обновленные требования в вопросе интеграции СМК по ISO 9001 в производственные процессы организации? Эксперты, которые уже высказались в англоязычном секторе интернета считают, что ничего. Например, Сидней Виенна из влиятельного сертификационного концерна «DNV GL» предлагает не возлагать на 5-ю редакцию революционных ожиданий…

Цитата: ‘Мы видим это снова и снова: некоторые элементы ISO 9001 никто не может внедрить и аудитировать полноценно – это такие элементы, как приверженность руководства, обеспечение ресурсами, процессный подход, мониторинг процессов’

Специалист полагает, что пользователи стандарта будут так же игнорировать и не понимать новые требования, как они не понимают уже существующие – необходимость интеграции СМК в производственные процессы. «Что нам нужно для революции, так это массовая компания по доведению до пользователей ISO 9001 того, чем в действительности является система менеджмента качества», – пишет С. Виенна в одной из веток обсуждений на «LinkedIn». Он также добавил, что легкие изменения, сделанные в ISO 9001:2015 не дадут такого эффекта. К тому же, подавляющее количество сертифицированных по стандарту предприятий постараются внести так мало изменений в свои СМК, как это возможно – лишь бы сохранить сертификат, но при этом не слишком тратиться. «Проблемы менталитета и культурные особенности – в них то все и дело – так и остались за скобками; им не нашлось место в тексте стандарта ISO 9001:2015.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: