Проблемы, возникающие при прокладке трубопроводов в части соблюдения маршрутов

Потребности в нефтяных и газовых ресурсах с каждым годом все возрастают. Соответственно увеличивается сеть транспортирования этих продуктов, развиваются и растут магистральные трубопроводы. Это провоцирует нарушение нормативного регламента, касающегося предельных расстояний нефте- газопроводов от населенных пунктов и других производственных объектов. А какие они должны быть – четко указано в санитарных нормах и правилах (СНиП, — ред.) 2.05.06-85 Магистральные трубопроводы». Тем не менее, эти процедуры можно осуществлять, причем совершенно законно. Для это необходимо на основании ряда правительственных постановлений обосновать некоторые мероприятия, компенсирующие данный регламент. Они включены в соответствующие специальные технические условия (СТУ, — ред.), которые утверждаются министерством регионального развития и другими государственными органами.

Но, это все равно не решает проблему нарушения законодательства и других регламентных документов. Возникают новые вопросы, которые появляются при экспертизах СТУ и их согласовании – прежде всего это размытость критериев, определяющих достаточность и обоснованность компенсирующих мер. А это в свою очередь ведет к замедлению процессов проектирования и проблемным взаимоотношениям сторон.

Подобную ситуацию можно рассмотреть на пример нефтяного трубопровода «Тихорецк-Туапсе2», эксплуатируемого ОАО «Черномотранснефть». Организация, прокладывая нефтепровод в условиях предгорья, в том числе, вдоль горной гряды, была вынуждена отклониться от нормативного регламента и нарушила расстояние, определенное как безопасное, до таких объектов, как производственные площадки, скважины (артезианские), садовые кооперативы, автомобильные трассы, железные дороги и населённые пункты. По закону в этом случае компания «Черномортранснефть» должна подготовить документ с соответствующими компенсирующими мерами. Поскольку его нет, то существует альтернативный вариант – разработка специальных технических условий. Обосновывая необходимость подобных мероприятий проводится анализ на основании количественных параметров, характеризующих потенциальную возможность несчастных случаев со смертельным исходом, вызванных возгоранием нефтяных паров, пожаров в результате массового разлива нефти, а также нарушения экологии водных ресурсов.

Специалисты, оценивая гипотетические риски возникновения аварий, в результате которых гибнут люди, как правило используют специальную программу ТОКСИ + Risk и соответствующие нормативные регламентные документы. При этом ими зафиксирована основная причина по которой происходит наибольшее количество технических инцидентов на нефтяных трубопроводах – это вмешательство третьих лиц в технологическое оборудование или несанкционированная врезка. Также к этой группе происшествий можно отнести и повреждения нефтепроводов в результате проведения строительных экскаваторных работ. В России по оценке экспертов подобных аварий в общей доле чрезвычайных происшествий на нефтяных трубопроводах составляет приблизительно 75%. Эта проблема стоит остро и в европейских странах, а также в США. У них этот показатель находится на уровне 50%.

Для того, чтобы противостоять подобным преступным нарушениям прежде всего необходимо усилить охрану трубопроводов, строго соблюдать согласовательные процедуры по проведению любых строительных работ в так называемых «охранных» зонах.

Для того, чтобы объективно провести анализ риска опасного производственного объекта в количественном выражении необходимо решить некоторые проблемы, которые связаны со следующими факторами: недостаток информации о техногенных авариях на нефтяных магистральных трубопроводах, а также одновременное их воздействие на ОПО. Это может быть синхронное влияние на нефтепроводы, например, коррозионных процессов, а также низкого качество металла, проявляющееся в его отклонениях от нормативов.

Зарубежные эксперты заявляют, что именно толщина стенок трубопровода, а также глубина его залегания являются основными показателями, влияющими на устойчивую безопасность этого опасного производственного объекта. И это объяснимо – более высокая толщина металлических трубопроводных стенок способна выдерживать соответствующие воздействия землеройных машин. Большая глубина залегания трубопроводной сети в свою очередь препятствует механическому контакту со строительной техникой.

Таким образом, основным фактором, который обязательно снизит риск аварий на нефтепроводах, находящихся под давлением внутри трубы, является именно надежность конструкции, достигаемая за счет более высокой толщины стенки. По данным статистики, если труба имеет толщину стенки 5 мм и ниже, то у нее резко возрастает вероятность возникновения аварии по причине утечки топлива. 60% всех аварий на нефтяных трубопроводах происходит именно по этой схеме. Если толщина стенки металлической нефтяной трубы составляет 10 мм и больше, то количество потенциальных утечек, по оценке экспертов, уменьшается в 15-30 раз.

Также за счет увеличения толщины трубопроводных стенок резко падает аварийность, спровоцированная негативными воздействиями коррозионных процессов. Дело в том, что чем больше металла, тем реже появляется коррозия. А уж если она появилась, то вероятность ее обнаружения в результате диагностических исследований внутри трубы возрастает многократно. Эксперты заявляют, что при толщине стенки трубы свыше 5 мм негативные коррозионные последствия встречаются в 5-7 раз меньше, чем при трубе тоньше этой величины.

Для того, чтобы оценить достаточность компенсирующих мер в процессе проведения нефтяного магистрального трубопровода в направлении, которое не соответствует проектным решениям и сближается с населенными зонами, промышленными площадками, автомобильными трассами и железнодорожными ветками, необходимо применять расчетный показатель индивидуального риска смертных случаев на производстве. Последовательность этой процедуры основывается на вероятности появления тех или иных вариантов, связанных с авариями, чрезвычайными происшествиями и несчастными случаями, в том числе со смертельными исходами на опасных производственных объектах в нефтяной и газовой промышленности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: