Проблемы утилизации отходов на предприятиях топливно-энергетического комплекса
Существует факт – чем больше в горных выработках, разнообразных отвалах, а также хранилищах находится отходов производственной деятельности, тем выше их количество, имеющих токсичный характер. По данным статистики на сегодняшнее время в России существует приблизительно 80 млрд. тонн подобных пород, которые содержат в себе 16% отравляющих веществ. Это огромный объем, который требует незамедлительного решения вопросов по их утилизации или вторичной переработке. Значительная доля токсичных отходов формируется в следующих отраслях: нефтегазовая, химическая, металлургия и горнодобывающая. Эти предприятия являются основными «поставщиками» токсичных отходов, которые негативно воздействуют на окружающую среду и, самое главное, существенно влияют на здоровье людей и их продолжительность жизни. По оценкам специалистов, лидером по отрицательному влиянию на среду обитания являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК, — ред.). Масштабы подобных процессов с каждым годом увеличиваются, что заставляет обращать на эту проблему все более пристальное внимание.
Технология производства компаний ТЭК, как правило, напрямую связана с последующим образованием отходов. На начальных стадиях разработки месторождений, таких как разведка, появляются следующие их виды: шлам, сточные воды, а также растворы буровые.
Чтобы сократить негативное влияние на окружающую среду со стороны нефтяных и газовых объектов необходимо, прежде всего, провести модернизацию соответствующего оборудования, заменив его на более безопасное (с точки зрения экологии). Более того, для обеспечения экологической безопасности рекомендуется:
- использовать буровые растворы с более низкой степенью токсичности;
- применять способ бурения по горизонтали;
- осуществлять скважинное бурение по замкнутому циклу;
- повышать эффективность очистки буровых вод.
Серьезной проблемой на объектах ТЭК является утилизация сточных вод, которые образуются во время и после бурения. Существуют следующие мероприятия, позволяющие снизить последствия этого негативного процесса:
- своевременная заготовка растворов тампонажного типа, а также буферные жидкие растворы для реализации цементных работ на скважинах;
- опрессовка труб;
- очистка буровой жидкости и ее повторное использование.
В соответствии с федеральным законодательством юридическим владельцем отходов, образовавшихся в результате разработки месторождения, является предприятие-подрядчик. Именно он отвечает за все негативные последствия, которые исходят в результате обращения с ними.
Основная часть отходов, которые формируются на стадии строительных работ, являются неопасными. В классификации отходов им присвоен 5 класс опасности. Чуть меньше четверти отходов, как правило, направляются на предприятия по вторичной переработке или, обеззараживаются. Оставшиеся отходы отвозятся специальным транспортом на полигон для дальнейшего захоронения. К ним относятся: бой кирпича, разрушенные железобетонные конструкции, пленки различной плотности на синтетической основе, теплоизоляционные отходы и т.д. В настоящее время проблема дальнейшего использования отходов строительства имеет актуальный характер. По сути, на свалки вывозится материал, который в дальнейшем мог бы использоваться как сырье для вторичной переработки.
В настоящее время существуют технологии, позволяющие использовать отходы топливно-энергетического комплекса для производства строительных материалов. Но, к сожалению, законодательная база никак не регулирует процесс доставки токсичных отходов от места их образования к объектам вторичной переработке, что соответственно не позволяет развиваться этой отрасли.
При осуществлении любых работ по строительству объектов используется специальный транспорт, в период эксплуатации которого появляется не менее 6 видов отходов различного класса опасности. Но, эти машины и техника, обычно, не принадлежат подрядной эксплуатирующей организации, и получается, что они все равно вынуждены оформлять разрешительные документы на обращение с опасными отходами, будучи, не являясь их собственником (соответственно они не могут ими распоряжаться, в том числе в целях рециклинга) Надзорные органы, проведя экологическую экспертизу, зачастую «заворачивают» документы как раз из-за отсутствия подобных документов. Очевидно, что выполнение процедуры в таком виде требует нормативного регулирования.
Существенной проблемой является образование большого количества автотранспортных шин. Они в большом количестве накапливаются на автобазах, гаражах и вдоль трасс. К сожалению, эффективных технологий по переработке этих отходов на сегодня не существует, а вред окружающей среде наносится огромный, особенно при сжигании.
Несколько иная ситуация складывается в случае рециклинга нефтешламов. Эти отходы имеют крайне негативное воздействие на окружающую почву, через которую токсичные вещества попадают в подземные воды, нанося при этом непоправимый вред экологии. Но, в этих отходах, по, крайней мере, существуют нефтепродукты, что делает их более привлекательными, с эконмической точки зрения, для вторичной переработки.
При строительстве предприятий топливно-энергетического комплекса, а также при их функционировании, образуется большое количество твердых бытовых отходов (ТБО, — ред.). Существует огромное количество технологий по сортировке и вторичной переработке ТБО. Некоторые из них, например, изготовление плитки, крайне рентабельны.
Таким образом, в целях улучшения экологии и окружающей среды на объектах ТЭК, необходимо выполнение следующих основных задач:
- реализация программ (посредством использования новых технологий) по утилизации (в том числе обеззараживание) всех видов отходов или рециклинга;
- использование безотходных технологий;
- организация системы раздельного сбора отходов (в том числе по классу опасности);
- создание специально оборудованных мест для всех видов отходов;
- стимулирование предприятий, занимающихся вторичной переработкой отходов;
- формирование эффективной системы контроля по обращению с опасными отходами.
Добавить комментарий