Проблемы утилизации отходов на предприятиях топливно-энергетического комплекса

Существует факт – чем больше в горных выработках, разнообразных отвалах, а также хранилищах находится отходов производственной деятельности, тем выше их количество, имеющих токсичный характер. По данным статистики на сегодняшнее время в России существует приблизительно 80 млрд. тонн подобных пород, которые содержат в себе 16% отравляющих веществ. Это огромный объем, который требует незамедлительного решения вопросов по их утилизации или вторичной переработке. Значительная доля токсичных отходов формируется в следующих отраслях: нефтегазовая, химическая, металлургия и горнодобывающая. Эти предприятия являются основными «поставщиками» токсичных отходов, которые негативно воздействуют на окружающую среду и, самое главное, существенно влияют на здоровье людей и их продолжительность жизни. По оценкам специалистов, лидером по отрицательному влиянию на среду обитания являются предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК, — ред.). Масштабы подобных процессов с каждым годом увеличиваются, что заставляет обращать на эту проблему все более пристальное внимание.

Технология производства компаний ТЭК, как правило, напрямую связана с последующим образованием отходов. На начальных стадиях разработки месторождений, таких как разведка, появляются следующие их виды: шлам, сточные воды, а также растворы буровые.

Чтобы сократить негативное влияние на окружающую среду со стороны нефтяных и газовых объектов необходимо, прежде всего, провести модернизацию соответствующего оборудования, заменив его на более безопасное (с точки зрения экологии). Более того, для обеспечения экологической безопасности рекомендуется:

  • использовать буровые растворы с более низкой степенью токсичности;
  • применять способ бурения по горизонтали;
  • осуществлять скважинное бурение по замкнутому циклу;
  • повышать эффективность очистки буровых вод.

Серьезной проблемой на объектах ТЭК является утилизация сточных вод, которые образуются во время и после бурения. Существуют следующие мероприятия, позволяющие снизить последствия этого негативного процесса:

  • своевременная заготовка растворов тампонажного типа, а также буферные жидкие растворы для реализации цементных работ на скважинах;
  • опрессовка труб;
  • очистка буровой жидкости и ее повторное использование.

В соответствии с федеральным законодательством юридическим владельцем отходов, образовавшихся в результате разработки месторождения, является предприятие-подрядчик. Именно он отвечает за все негативные последствия, которые исходят в результате обращения с ними.

Основная часть отходов, которые формируются на стадии строительных работ, являются неопасными. В классификации отходов им присвоен 5 класс опасности. Чуть меньше четверти отходов, как правило, направляются на предприятия по вторичной переработке или, обеззараживаются. Оставшиеся отходы отвозятся специальным транспортом на полигон для дальнейшего захоронения. К ним относятся: бой кирпича, разрушенные железобетонные конструкции, пленки различной плотности на синтетической основе, теплоизоляционные отходы и т.д. В настоящее время проблема дальнейшего использования отходов строительства имеет актуальный характер. По сути, на свалки вывозится материал, который в дальнейшем мог бы использоваться как сырье для вторичной переработки.

В настоящее время существуют технологии, позволяющие использовать отходы топливно-энергетического комплекса для производства строительных материалов. Но, к сожалению, законодательная база никак не регулирует процесс доставки токсичных отходов от места их образования к объектам вторичной переработке, что соответственно не позволяет развиваться этой отрасли.

При осуществлении любых работ по строительству объектов используется специальный транспорт, в период эксплуатации которого появляется не менее 6 видов отходов различного класса опасности. Но, эти машины и техника, обычно, не принадлежат подрядной эксплуатирующей организации, и получается, что они все равно вынуждены оформлять разрешительные документы на обращение с опасными отходами, будучи, не являясь их собственником (соответственно они не могут ими распоряжаться, в том числе в целях рециклинга) Надзорные органы, проведя экологическую экспертизу, зачастую «заворачивают» документы как раз из-за отсутствия подобных документов. Очевидно, что выполнение процедуры в таком виде требует нормативного регулирования.

Существенной проблемой является образование большого количества автотранспортных шин. Они в большом количестве накапливаются на автобазах, гаражах и вдоль трасс. К сожалению, эффективных технологий по переработке этих отходов на сегодня не существует, а вред окружающей среде наносится огромный, особенно при сжигании.

Несколько иная ситуация складывается в случае рециклинга нефтешламов. Эти отходы имеют крайне негативное воздействие на окружающую почву, через которую токсичные вещества попадают в подземные воды, нанося при этом непоправимый вред экологии. Но, в этих отходах, по, крайней мере, существуют нефтепродукты, что делает их более привлекательными, с эконмической точки зрения, для вторичной переработки.

При строительстве предприятий топливно-энергетического комплекса, а также при их функционировании, образуется большое количество твердых бытовых отходов (ТБО, — ред.). Существует огромное количество технологий по сортировке и вторичной переработке ТБО. Некоторые из них, например, изготовление плитки, крайне рентабельны.

Таким образом, в целях улучшения экологии и окружающей среды на объектах ТЭК, необходимо выполнение следующих основных задач:

  • реализация программ (посредством использования новых технологий) по утилизации (в том числе обеззараживание) всех видов отходов или рециклинга;
  • использование безотходных технологий;
  • организация системы раздельного сбора отходов (в том числе по классу опасности);
  • создание специально оборудованных мест для всех видов отходов;
  • стимулирование предприятий, занимающихся вторичной переработкой отходов;
  • формирование эффективной системы контроля по обращению с опасными отходами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: