Проблемы развития сети малых нефтеперерабатывающих заводов в современной России

Изменяющаяся экономическая ситуация затрагивает все сферы промышленности. Не стала исключением в этом плане и «нефтянка».

Отличительной особенностью развития нефтеперерабатывающей промышленности в России является тенденция увеличения мелких заводов, производительность которых едва достигает 1 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Уточненных списков мини-заводов по переработке нефти в данный момент времени не существует. Государственный реестр говорит о том, что количество мини-НПЗ достигает отметки в 200 штук, из которых в эксплуатации находятся порядка 111 заводов. Данные мини-заводы имеют на своем вооружении, как отдельные установки по переработке, так и полноценные комплексы.

Если говорить о законсервированных заводах, то причинами их закрытия являются:

  • нерегулярные поставки сырья;
  • сезонная работа;
  • нахождение в состоянии монтажных и пуско-наладочных работ;

Основными задачами, которые ставятся перед мини-НПЗ, являются:

  • снабжение нефтепродуктами отдаленных регионов;
  • поставка нефтепродуктов в конкретные регионы, что делает местные власти независимыми от крупных нефтяных компаний;
  • удовлетворение собственных потребностей в нефтепродуктах отдельных предприятий.

На рентабельность мини-НПЗ оказывает влияние близость месторождения или нефтепровода. Это обеспечивает минимизацию затрат на транспортировку сырья. То же самое можно говорить о близости к потребителям.

Современные мини-НПЗ в большинстве случаев оборудованы нефтеперерабатывающими установками АТ. Данное оборудование позволяет вырабатывать дизельное топливо, мазут и в небольшом количестве – низкооктановый бензин.

Если проанализировать участие мини-НПЗ в общем обороте нефтепродуктов на рынке, то можно выделить основной продукт, выпускаемый данным типом предприятия – дизельное топливо. Основным потребителем для данного топлива является не частный автовладелец, а предприятия сельского хозяйства и промышленности. Дизельное топливо сейчас выпускается на третьей части всех мини-НПЗ, а его доля во всем объеме производимого дизельного топлива достигает 2,5%. Автомобильный товарный бензин производится лишь на 11 % мини-заводов, а его доля во всем произведенном бензине составляет 0,6 %. Поэтому говорить, что качество бензина упало по причине присутствия на рынке продукции мини-заводов неправильно. Да и все разговоры о некачественном топливе направлены в сторону нелегального производства. Хотя утверждения про низкое качество бензина, производимого мини-НПЗ, имеют определенные основания. Максимум, что можно обнаружить на таких производствах – вакуумная перегонка, каталитический риформинг и производство битума.

В России лишь пять мини-НПЗ обладают установками для повышения качества производимой продукции. Известно, что для модернизации производства требуются значительные капитальные вложения, которые могут позволить осуществить лишь крупные нефтяные компании. Поэтому неудивительно, что все пять заводов принадлежат лидерам в области нефтепереработки.

Необходимо отметить, что среди строящихся в настоящее время мини-НПЗ, подавляющее большинство будет обладать производительностью более 300 тыс. тонн в год, а также установками для повышения качества нефтепродуктов. В первую очередь это связано с вступившим в силу техническим регламентом, который разрешает выпуск продукции любого ассортимента, но к реализации допускает лишь определенные виды топлива. То есть тем мини-НПЗ, чья продукция не соответствует требованиям регламента, потребуется повышать качество продукции на сторонних предприятиях, либо же отправлять нефтепродукт на экспорт.

Выходит, что подавляющее большинство мини-заводов не подходят под требования регламента. Им придется либо закрываться, либо уходить на перевооружение, усложняя процесс переработки. Для этого же потребуются дополнительные вливания средств и квалифицированный персонал. Едва ли больше трети всех заводов смогут выполнить данные мероприятия.

При невыполнении условий перевооружения, выпускаемая заводом продукция попадает в разряд полуфабрикатов, что ставит предприятие в зависимость от крупных производителей. Это сразу исключает основное назначение ряда мини-заводов, как производителей нефтепродуктов регионального уровня.

Еще один момент развития ситуации ставит в более выгодные условия мини-НПЗ, расположенные в приграничной зоне и обладающие упрощенной схемой переработки – им будет намного проще выжить за счет близости к экспортному коридору. А те мини-НПЗ, производящие нефтепродукты для местного рынка, окажутся в более тяжелой ситуации.

Как можно выйти из сложившейся ситуации? Существует несколько путей:

  1. Техническое перевооружение. Данный путь допустим лишь для предприятий с объемом выпускаемой продукции более 300 тыс. тонн в год. Следует также учитывать большие капитальные вложения, которые окажутся под силу далеко не каждому мини-НПЗ.
  2. Кооперирование мини-НПЗ с крупными производителями, обладающими достаточными производственными мощностями. Сложность состоит не только в просчете экономического эффекта от объединения, но и в отсутствии желания у крупных производителей «возиться» с мелкими заводами, даже несмотря на их прибыльность.
  3. Объединение мини-НПЗ друг с другом. Данное направление видится одним из перспективных в решении проблемы.
  4. Применение технической базы мини-заводов исследовательскими центрами или крупными нефтяными компаниями в качестве опытного хозяйства.
  5. Применение альтернативных технологий. Вариантов разработок в этом направлении предостаточно, тем более, что сегодня все чаще возвращаются к наработкам прошлых лет.

Сегодняшняя ситуация ставит перед мини-НПЗ порой неразрешимые задачи. Можно уверенно заявить, что не все производители смогут выдержать новые требования. А те, кто желает остаться «на плаву», должны обладать налаженным рынком сбыта, возможностью наращивания темпов производства и внедрения процессов вторичной переработки нефтепродуктов.

Как бы то ни было, существование мини-НПЗ в отдельно взятой стране влечет за собой следующую выгоду:

  • демонополизация местных рынков нефтепродуктов и снижение цен на них;
  • возможность обеспечения потребностей в топливе удаленных регионов и предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • общее укрепление позиций среднего бизнеса;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет;
  • организация раздельной переработки нефти разного качества;
  • улучшение экологической обстановки благодаря переработке нефтяного шлама.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: