Проблемы и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при использовании внутридомового газового оборудования
Использование природного газа в бытовых условиях требует жесткого соблюдения правил безопасности по эксплуатации газового оборудования не только со стороны коммунальных служб, но и конечных потребителей – жителей домовых хозяйств. Ежегодно аварии на этих объектах уносят сотни человеческих жизней. Многие эксперты полагают, что одной из самых главных причин подобной ситуации, является недостаточный контроль со стороны надзорных государственных органов над газовым оборудованием, которое размещено внутри домов.
Технические инциденты, связанные с внутридомовым газовым оборудованием (ВДГО, — ред.), усугубляются еще и тем, что, как правило, в момент их возникновения, происходит утечка газа, который в определенных количествах, смешиваясь с воздухом, превращается в опасные смеси. Они-то и провоцируют взрывы, пожары и, как следствие, обрушение жилых домовых конструкций. В подобных случаях источником подобных событий могут являться большое количество людей. Каждый жилец в отдельности может быть причиной аварии. Статистические данные подтверждают масштабность чрезвычайных происшествий, вызванных нарушением правил эксплуатации ВДГО, причем их количество значительно превышает аналогичные случаи в промышленности, а также энергетической и транспортной инфраструктуре.
Частота и периодичность аварий с бытовым газом в домовых хозяйствах являются следствием катастрофического уровня технического состояния жилого фонда, который, в большей части, формировался в советский период. Второй причиной, имеющей отношение к большому количеству чрезвычайных ситуаций при эксплуатации ВДГО, является отсутствие ответственности и безграмотность жителей, пользующихся газом. Кроме того, обеспечение безопасности в этой сфере во многом зависит и от совершенствования профильного законодательства и нормативного регламента.
Именно в плоскости права, регулирующего принципы взаимоотношений между газовым поставщиком, организацией, эксплуатирующей газораспределительную сеть, и конечным потребителем, находится решение этой проблемы.
Вопросы безопасности эксплуатации ВДГУ поднимались и на заседаниях российского правительства, куда приглашались руководители таких государственных структур и ведомств, как Ростехнадзор, Министерство энергетики, ФСТ, ФАС, МЧС, Минэкономразвития, а также представители организаций, входящих в холдинг ОАО «Газпром». На одном из совещаний были выработаны конкретные предложения по безопасности эксплуатации ВДГО. Изначально, рассматривалась сама проблематика обсуждаемой темы, а именно:
- Проведение работы по исследованию существующей законодательной и нормативной базы, регулирующей поставку газа конечным потребителям;
- Оценка действующих норм потребления газа по регионам Российской Федерации;
- Анализ проблем строительства новых мощностей, реконструкции старых и эксплуатации газового оборудования в домовых объектах.
Все стороны пришли к однозначному выводу, что технический регламент в этой области устарел и требует изменений и дополнений. Более того, техническая документация на газовое оборудование, используемое в домах, практически не затрагивает вопросов безопасности, а касается лишь его подготовки и эксплуатации.
Предложения в сфере ВДГО были формализованы в отдельном документе, который предусматривал выполнение следующих этапов работ:
- внесение газового оборудования, используемого в домовых хозяйствах, на федеральном законодательном уровне в перечень особо опасных производственных объектов;
- создание государственной структуры, отвечающей за безопасную эксплуатацию ВДГО;
- формирование нормативных мер по созданию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельца газового оборудования (в случае нанесения вреда имуществу, здоровью и жизни третьих лиц).
- проведение планового обследования и инвентаризационной описи ВДГО, находящегося на балансе;
- создание документа, регламентирующего диагностическую деятельность газового оборудования, работающего в домовых хозяйствах;
- формирование системы финансирования нового оборудования и реконструкции действующего;
- создание экономических стимулов, способствующих мотивации населения к заключению договоров на обслуживание газового оборудования;
- поиск источников финансирования работ по техническому обслуживанию ВДГО;
- разработка нормативных требований к предприятиям, которые будут обеспечивать техобслуживание газовых объектов в домовых хозяйствах;
- повышение информированности жителей регионов о безопасной системе эксплуатации внутридомового газового оборудования;
- введение ограничительных мер для пользователей, игнорирующих заключение с профильными предприятиями контрактов на ТО ВДГО;
- разработка предложений по внесению изменений в проектные решения внутридомовой, особенно в многоквартирных объектах, инфраструктурной газовой сети, а также создание механизма подачи (или прекращения) бытового газа абоненту без ущерба для других пользователей. Система управления газовым потока (вкл.\выкл.) в новых проектах должна быть расположена в изолированном помещении;
- создание механизма перехода на электрическое снабжение в случае угрозы аварий при эксплуатации газового оборудования;
- обеспечение автоматизированными системами безопасности, отключающими подачу газа, в местах массового использования ВДГО.
Многие задачи, поставленные в этом документе, уже решены или находятся в стадии разработки. Специализированное предприятие ОАО «Гипрониигаз», профессионально занимающееся подобной проблематикой, внес существенные изменения в нормативный регламент этой сферы деятельности.
На заседании правительства, где рассматривалась проблема безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, также были подняты следующие вопросы, вошедшие в соответствующий документ:
- формирование правительственного плана по реформированию этой сферы;
- включение в структуру тарифа расходов на аварийное диспетчирование;
- разработка методических рекомендаций по формированию реальной стоимости технического обслуживания газового оборудования;
- подготовка нормативных правил, требований, регламентов и законодательных мер, регулирующих профильную сферу деятельности.
Добавить комментарий