Проблемы безопасности при эксплуатации грузоподъемных транспортных средств

Техногенные аварии, происшествия и несчастные случаи на производстве стали, к сожалению, привычным явлением в нашей жизни. Самое страшное, что в них погибают люди. Мы прекрасно помним трагедию на новокузнецкой шахте «Ульяновская», унесшей 110 человеческих жизней. А ужасная авария на Саяно-Шушенской ГРЭС, где не только погибли люди, но и был нанесен огромный ущерб энергетической индустрии. Подобные катаклизмы с человеческими жертвами происходят периодически. Но существует проблема, которая по масштабам адекватна приведенным авариям, только протекает она незаметно и общество более спокойно реагирует на нее. Речь идет об авариях и технических инцидентах на грузоподъемных транспортных средствах. По данным статистики в них ежегодно погибает до 100 человек.

Анализируя причины подобных происшествий, многие эксперты полагают, что виной всему старая техника, неквалифицированные кадры, отсутствие трудовой дисциплины, нарушение технологического процесса и т.д. И они будут совершенно правы – все это действительно влияет на травмоопасность при эксплуатации подобного оборудования, в том числе, и грузоподъемной техники. Но все забывают или умалчивают, что существует система, которая призвана предотвратить эти негативные последствия и она называется экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ, — ред.). Именно обеспечение промышленной безопасности, особенно на опасных производственных объектах, может сохранить сотни человеческих жизней. Качественно проведенная экспертиза не позволит владельцам эксплуатировать грузоподъемное устройство, не соответствующее требованиям безопасности. При определенных допусках и мероприятиях, в соответствии с нормативными документами, для него может быть снижена верхняя граница поднимаемого веса. Правильная эксплуатация грузоподъемных машин предполагает (как и предписано требованиями Ростехнадзора) использование разнообразных датчиков, контролируемых работу объекта на предмет его сверхнормативной нагрузки, близости к линиям электропередач, столкновений с препятствиями и др. Применение подобных устройств в грузоподъемной технике предъявляет повышенные требования к квалификации и трудовой дисциплине сотрудников, эксплуатирующих грузоподъемное транспортное средство.

Но, даже при соблюдении правил промышленной безопасности, аварии и разнообразные технические инциденты различной сложности продолжают происходить. Причиной этому является проведение некачественной ЭПБ. Многие, например, знают, что на рынке существуют экспертные компании, которые проводят так называемые «ложные» экспертизы, не выезжая даже на объект для соответствующих испытаний и исследований. Деньги решают все.

Более того, даже добросовестные структуры зачастую дают некорректные экспертные заключения. Бывают случаи, когда 2 экспертизы, сделанные разными компаниями, абсолютно противоположны по выводам относительно дальнейшей эксплуатации грузоподъемной машины. Обычно, происходит подмена таких понятий как «безопасность» и «надежность», что сказывается на качестве рекомендаций. Причем, даже в таких прецедентах специализированные экспертные структуры не боятся последствий за свою халатность и неквалифицированность (по другому это нельзя назвать). Можно представить, что творится с проведение ЭПБ на обширных территориях Российской Федерации, особенно в отдаленных регионах.

Специалисты в этой области полагают, что давно назрел вопрос создания более эффективной системы, которая позволит повысить ответственность организаций, проводящих экспертизы. Существует также точка зрения, что в определенных случаях можно перенять опыт Белоруссии, где государство само контролирует этот процесс. В нашей стране эту функцию мог бы взять на себя Росехнадзор.

Уже упомянутые датчики и приборы, при правильном их использовании, также могут привести к уменьшению количества аварий на грузоподъемных устройствах. Они не требуют большого бюджета, легки в эксплуатации, но самое главное, крайне эффективны. По непонятным причинам в последние годы их внедрение практически блокировалось со стороны государства, в частности Ростехнадзорм. Многие эксперты заявляют, что дело здесь в недобросовестной конкуренции между отечественными и зарубежными производителями. Продукцию иностранных компаний практически не пускали на российский рынок, вынуждая пользоваться «родными» приборами, которые по качественным характеристикам им значительно уступали. Специалисты, эксплуатирующие грузоподъемную транспортную технику, предлагают сделать сравнительный анализ отечественных приборов и аналогичных по функциональности устройств, размещенных на кранах (не обязательно последних моделей) таких компаний, как «Тадано», «Като», «Либхерр» Даже непосвященным станет ясно, кто победит в этом заочном соревновании.

Иностранные компании постоянно совершенствуют свои устройства безопасности. Та же «Либхерр» производит приборы, контролирующие объект, исходя из потенциальных угроз. Более того, в них заложена автономная система оповещения неисправности этого механизма, что не позволяет в этом случае грузоподъемному устройству функционировать. Многие краны зарубежного производства имеют дисплейные приборы, на которых наглядно отражены все допуски работы подъемного устройства, причем в динамике. А в японских приборах сигналы уже проходят по оптоволоконной проводке.

Отечественная промышленность продолжает выпускать грузоподъемные краны с приборами безопасности, разработанными почти 20 лет назад. По сути, именно завод-производитель закладывает на десятилетия вперед низкие требования к безопасности при эксплуатации подобных технических устройств, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе, самыми трагическими.

Но, существует и другая проблема, которую отмечают эксперты. Сопоставив объем, находящихся в эксплуатации грузоподъемных машин и количество приборов безопасности, поступающих на отечественный рынок, они сделали вывод, что только треть всей техники обеспечена необходимыми датчиками. А эта статистика находится в прямой зависимости от других показателей, а именно – количество аварий, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев, происшедших в результате эксплуатации грузоподъемных транспортных средств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: