Проблематика планов по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов в условиях современного законодательства

Любая эксплуатирующая организация обязана предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации вероятных аварийных ситуаций. Данное требование закреплено Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Для объектов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов, данное требование, в первую очередь, связано с локализацией и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов. Первоочередным документом в данном направлении является план по предупреждению и ликвидации разливов (далее ПЛАН). Помимо этого, организация, на объектах которой вероятны разливы, должна:

  • обладать резервным запасом финансов и ресурсов для реализации данного плана;
  • осуществлять комплекс упреждающих мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления аварий и их масштабов;
  • осуществлять непрерывную корректировку планов в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

В соответствии с законодательством России, к Планам предъявляется ряд требований. В первую очередь они разрабатываются с учетом максимально возможного объема разливающейся нефти. Также при расчете требуемого количества средств и сил обращают внимание на максимум возможного разлива, его площадь, а также на время его ликвидации, которое в условиях моря не должно превышать 4 часов.

В зависимости от масштаба аварии разделяют следующие категории разливов:

  • локальные – объем разлива до 0,5 тыс. тонн;
  • региональные – от 0,5 до 5 тыс. тонн;
  • федеральные – более 5 тыс. тонн нефти или нефтепродуктов.

Категория разлива может быть повышена в зависимости от его географического местоположения. В зависимости от категории разлива разрабатывается соответствующий План. Пересмотр Планов осуществляется раз в три года – для разливов локальной категории, и раз в пять лет – для региональной и федеральной.

Разработка Планов федерального уровня до недавнего времени осуществлялась Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службой России, а утверждалась на уровне министерств. Региональные же Планы разрабатывались предприятиями – владельцами опасных производственных объектов. С 2013 года утверждать планы должны эксплуатирующие организации, которые получили положительное заключение экологической экспертизы. Лишь после этого они должны уведомить соответствующие органы Федеральной власти.

Как любой документ в области промышленной безопасности, План подлежит экспертизе, в ходе которой выясняется его соответствие требованиям законодательства.

Вступившие в 2013 году изменения выявили множество несоответствий в разработанных до этого Планах.

Некорректные данные, в первую очередь, связаны с непосредственным процессом локализации и ликвидации разливов нефти:

  • При расчете времени устранения последствий разлива не учитываются усугубляющие ситуацию обстоятельства: нелетная погода, сильные ветра, шторм и прочее.
  • Отсутствие или не полная информация о судах вспомогательного назначения, которые должны быть задействованы в ликвидации разлива.
  • Некачественная оценка эффективности методов сбора загрязняющего вещества.
  • Недостаточность сведений о возможности и мероприятиях по сбору разлитого продукта при наличии льда.
  • Недостаточность или отсутствие сведений о дальнейших способах утилизации собранного нефтепродукта.
  • Некорректность данных о работе людей в экстремальных условиях, или близких к ним.

В качестве решения существующих проблем на практике предлагается осуществление следующего комплекса мероприятий:

  • Взамен использования стандартных боновых заграждений предлагается применять системы сбора нефти, устанавливаемые на бортах кораблей, при наличии подачи собираемого продукта на борт нефтесборщика.
  • Для повышения оперативности локализации аварий следует осуществлять максимально возможную загрузку кораблей средствами сбора нефти. Это исключит трату времени на путь до порта, где хранятся средства, и обратно.
  • При сборе нефти или нефтепродукта в условиях льда необходимо использовать менее производительные, но более мобильные системы. Их можно в короткие сроки перемещать с места на места, концентрируясь на местах скопления загрязнений.
  • В условиях полярной ночи следует уделять максимум внимания системам дистанционного контроля и определения вероятных разливов.
  • Следует также предусмотреть оперативную систему мониторинга изменений гидрометеорологических условий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: