Проблематика планов по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов в условиях современного законодательства
Любая эксплуатирующая организация обязана предусматривать мероприятия по локализации и ликвидации вероятных аварийных ситуаций. Данное требование закреплено Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Для объектов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов, данное требование, в первую очередь, связано с локализацией и ликвидацией разливов нефти и нефтепродуктов. Первоочередным документом в данном направлении является план по предупреждению и ликвидации разливов (далее ПЛАН). Помимо этого, организация, на объектах которой вероятны разливы, должна:
- обладать резервным запасом финансов и ресурсов для реализации данного плана;
- осуществлять комплекс упреждающих мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления аварий и их масштабов;
- осуществлять непрерывную корректировку планов в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
В соответствии с законодательством России, к Планам предъявляется ряд требований. В первую очередь они разрабатываются с учетом максимально возможного объема разливающейся нефти. Также при расчете требуемого количества средств и сил обращают внимание на максимум возможного разлива, его площадь, а также на время его ликвидации, которое в условиях моря не должно превышать 4 часов.
В зависимости от масштаба аварии разделяют следующие категории разливов:
- локальные – объем разлива до 0,5 тыс. тонн;
- региональные – от 0,5 до 5 тыс. тонн;
- федеральные – более 5 тыс. тонн нефти или нефтепродуктов.
Категория разлива может быть повышена в зависимости от его географического местоположения. В зависимости от категории разлива разрабатывается соответствующий План. Пересмотр Планов осуществляется раз в три года – для разливов локальной категории, и раз в пять лет – для региональной и федеральной.
Разработка Планов федерального уровня до недавнего времени осуществлялась Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службой России, а утверждалась на уровне министерств. Региональные же Планы разрабатывались предприятиями – владельцами опасных производственных объектов. С 2013 года утверждать планы должны эксплуатирующие организации, которые получили положительное заключение экологической экспертизы. Лишь после этого они должны уведомить соответствующие органы Федеральной власти.
Как любой документ в области промышленной безопасности, План подлежит экспертизе, в ходе которой выясняется его соответствие требованиям законодательства.
Вступившие в 2013 году изменения выявили множество несоответствий в разработанных до этого Планах.
Некорректные данные, в первую очередь, связаны с непосредственным процессом локализации и ликвидации разливов нефти:
- При расчете времени устранения последствий разлива не учитываются усугубляющие ситуацию обстоятельства: нелетная погода, сильные ветра, шторм и прочее.
- Отсутствие или не полная информация о судах вспомогательного назначения, которые должны быть задействованы в ликвидации разлива.
- Некачественная оценка эффективности методов сбора загрязняющего вещества.
- Недостаточность сведений о возможности и мероприятиях по сбору разлитого продукта при наличии льда.
- Недостаточность или отсутствие сведений о дальнейших способах утилизации собранного нефтепродукта.
- Некорректность данных о работе людей в экстремальных условиях, или близких к ним.
В качестве решения существующих проблем на практике предлагается осуществление следующего комплекса мероприятий:
- Взамен использования стандартных боновых заграждений предлагается применять системы сбора нефти, устанавливаемые на бортах кораблей, при наличии подачи собираемого продукта на борт нефтесборщика.
- Для повышения оперативности локализации аварий следует осуществлять максимально возможную загрузку кораблей средствами сбора нефти. Это исключит трату времени на путь до порта, где хранятся средства, и обратно.
- При сборе нефти или нефтепродукта в условиях льда необходимо использовать менее производительные, но более мобильные системы. Их можно в короткие сроки перемещать с места на места, концентрируясь на местах скопления загрязнений.
- В условиях полярной ночи следует уделять максимум внимания системам дистанционного контроля и определения вероятных разливов.
- Следует также предусмотреть оперативную систему мониторинга изменений гидрометеорологических условий.
Добавить комментарий