Принципы соответствия требованиям стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2007 и OHSAS 18001:2007

Все три стандарта и ISO 9001:2008, и ISO 14001:2007, и OHSAS 18001:2007 – это стандарты на системы менеджмента. ISO 9001 посвящен управлению качеством, OHSAS 18001 – это охрана труда, а ISO 14001 – экологический менеджмент. Внедрение этих стандартов в сухом остатке означает соответствие реальной практики, существующей во внедривших организациях, требованиям, которые содержатся в текстах стандартов. Именно соответствие требованиям проверяют при сертификации, именно по отсутствию несоответствий – так в аудиторской практике называется отклонение от положений стандартов, которые могут привести к приостановлению или даже отзыву сертификатов, можно судить о том, насколько хорошо функционирует та или иная система менеджмента. В издании «ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества» приводятся любопытные цифры по тому, какие разделы стандарта Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) по управлению качеством вызывают у внедряющих организаций наибольшие сложности. Были обобщены данные по аудитам в нескольких десятках сертифицированных организаций, в результате чего стало понятно, что наибольшая часть несоответствий приходится на параграф ISO 9001 №4. Они вызываются ошибками в управлении документацией и записями. В исследовании отмечено, что ошибки происходят, несмотря на «активное использование организациями электронных баз нормативных документов». В публикации «Анализ динамики несоответствий» из журнала «Методы менеджмента качества» (2011, №7) приводятся похожие данные по стандарту OHSAS 18001. Самое большое количество ошибок с этим стандартом возникает с пунктами 4.4.7. «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них», 4.4.6 «Управление операциями», 4.4.2. «Компетентность персонала, его подготовка и осведомленность», 4.4.5. «Управление документами». В выборках исследования за 2007 и 2010 годы несоответствия в этих разделах составляли 70% от всего числа несоответствий.

В связи с несоответствиями резонен вопрос о том, как в такой сложной области, как системы менеджмента, вообще возможно объективное сопоставление фактов о производственных процессах с требованиями стандартов, того же ISO 9001. Многие положения экологического стандарта, как и остальных, перечисленных вначале, не имеют единственно верного толкования, так как нормативные документы выстроены таким образом, чтобы специалисты, которые будут его внедрять на конкретном предприятии с конкретной спецификой, могли интерпретировать его правильным в своем случае способом. Как объективно определить, что является несоответствием, а что – нет? Многие вопросы освещены в нормативном документе ISO 9001 Auditing Practices Group («Группа аудиторских проверок по ISO 9001», — ред.) «Документирование несоответствий». Согласно этому документу несоответствие очень важно правильно документировать. Хорошо документированное несоответствие включает в себя три составляющих: свидетельства фактов, которые собрал аудитор в организации, процитированный пункт стандарта, относительно которого обнаружено несоответствие, акт о несоответствии. В руководстве «Документирование несоответствий» предлагается не смягчать формулировки, в которых описано несоответствие. Так как в этом случае несоответствие можно будет отнести к менее значительной категории в классификации несоответствий, что повлияет на результативность аудиторской проверки. Свидетельства фактов о процессах в организации должны быть «детализированы» в такой степени, чтобы представители организации могли «увидеть и распознать» именно то, что обнаружил аудитор.

Кстати, сама классификация несоответствий очень помогает в нахождении общего языка между аудитором и аудитируемой организацией. Классификация приведена в стандарте ГОСТ Р 40.003 «Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008». Согласно этому нормативу несоответствия делятся на значительные и малозначительные. Значительное несоответствие представляет собой…

Цитата: ‘…несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований и/или обязательных требований к продукции’

Проще говоря, если несоответствие оказывает прямое негативное воздействие на качество продукции и услуги, то несоответствие значительное. Речь в стандарте идет о системах менеджмента качества, но, учитывая, что Международная организация по стандартизации стремится гармонизировать различные стандарты этого типа и использует при их разработке в целом схожие подходы – можно говорить об одинаковом принципе соответствия в случае с экологическим менеджментом, охраной труда, менеджментом качества.

Кроме значительных или, как еще иногда говорят, критических несоответствий, которые могут привести к приостановлению или отзыву сертификата, если проблема в определенные сроки не будет устранена, есть еще незначительные несоответствия. Это те, которые нарушают в определенной степени положения стандарта, но вред качеству не наносят. Есть еще «уведомления» – это информация, которую аудитор доносит до руководства организации, проходящей сертификацию или инспекционный контроль, но которая не имеет статус несоответствия, речь идет лишь о том, что в перспективе какие-то проблемы могут привести к возникновению несоответствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: