Принципы соответствия требованиям стандартов ISO 9001:2008, ISO 14001:2007 и OHSAS 18001:2007
Все три стандарта и ISO 9001:2008, и ISO 14001:2007, и OHSAS 18001:2007 – это стандарты на системы менеджмента. ISO 9001 посвящен управлению качеством, OHSAS 18001 – это охрана труда, а ISO 14001 – экологический менеджмент. Внедрение этих стандартов в сухом остатке означает соответствие реальной практики, существующей во внедривших организациях, требованиям, которые содержатся в текстах стандартов. Именно соответствие требованиям проверяют при сертификации, именно по отсутствию несоответствий – так в аудиторской практике называется отклонение от положений стандартов, которые могут привести к приостановлению или даже отзыву сертификатов, можно судить о том, насколько хорошо функционирует та или иная система менеджмента. В издании «ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества» приводятся любопытные цифры по тому, какие разделы стандарта Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.) по управлению качеством вызывают у внедряющих организаций наибольшие сложности. Были обобщены данные по аудитам в нескольких десятках сертифицированных организаций, в результате чего стало понятно, что наибольшая часть несоответствий приходится на параграф ISO 9001 №4. Они вызываются ошибками в управлении документацией и записями. В исследовании отмечено, что ошибки происходят, несмотря на «активное использование организациями электронных баз нормативных документов». В публикации «Анализ динамики несоответствий» из журнала «Методы менеджмента качества» (2011, №7) приводятся похожие данные по стандарту OHSAS 18001. Самое большое количество ошибок с этим стандартом возникает с пунктами 4.4.7. «Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них», 4.4.6 «Управление операциями», 4.4.2. «Компетентность персонала, его подготовка и осведомленность», 4.4.5. «Управление документами». В выборках исследования за 2007 и 2010 годы несоответствия в этих разделах составляли 70% от всего числа несоответствий.
В связи с несоответствиями резонен вопрос о том, как в такой сложной области, как системы менеджмента, вообще возможно объективное сопоставление фактов о производственных процессах с требованиями стандартов, того же ISO 9001. Многие положения экологического стандарта, как и остальных, перечисленных вначале, не имеют единственно верного толкования, так как нормативные документы выстроены таким образом, чтобы специалисты, которые будут его внедрять на конкретном предприятии с конкретной спецификой, могли интерпретировать его правильным в своем случае способом. Как объективно определить, что является несоответствием, а что – нет? Многие вопросы освещены в нормативном документе ISO 9001 Auditing Practices Group («Группа аудиторских проверок по ISO 9001», – ред.) «Документирование несоответствий». Согласно этому документу несоответствие очень важно правильно документировать. Хорошо документированное несоответствие включает в себя три составляющих: свидетельства фактов, которые собрал аудитор в организации, процитированный пункт стандарта, относительно которого обнаружено несоответствие, акт о несоответствии. В руководстве «Документирование несоответствий» предлагается не смягчать формулировки, в которых описано несоответствие. Так как в этом случае несоответствие можно будет отнести к менее значительной категории в классификации несоответствий, что повлияет на результативность аудиторской проверки. Свидетельства фактов о процессах в организации должны быть «детализированы» в такой степени, чтобы представители организации могли «увидеть и распознать» именно то, что обнаружил аудитор.
Кстати, сама классификация несоответствий очень помогает в нахождении общего языка между аудитором и аудитируемой организацией. Классификация приведена в стандарте ГОСТ Р 40.003 «Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008». Согласно этому нормативу несоответствия делятся на значительные и малозначительные. Значительное несоответствие представляет собой…
Цитата: ‘…несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований и/или обязательных требований к продукции’
Проще говоря, если несоответствие оказывает прямое негативное воздействие на качество продукции и услуги, то несоответствие значительное. Речь в стандарте идет о системах менеджмента качества, но, учитывая, что Международная организация по стандартизации стремится гармонизировать различные стандарты этого типа и использует при их разработке в целом схожие подходы – можно говорить об одинаковом принципе соответствия в случае с экологическим менеджментом, охраной труда, менеджментом качества.
Кроме значительных или, как еще иногда говорят, критических несоответствий, которые могут привести к приостановлению или отзыву сертификата, если проблема в определенные сроки не будет устранена, есть еще незначительные несоответствия. Это те, которые нарушают в определенной степени положения стандарта, но вред качеству не наносят. Есть еще «уведомления» – это информация, которую аудитор доносит до руководства организации, проходящей сертификацию или инспекционный контроль, но которая не имеет статус несоответствия, речь идет лишь о том, что в перспективе какие-то проблемы могут привести к возникновению несоответствия.
Добавить комментарий