Применение комплексной информационной системы промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Рост промышленности во многом зависит от процессов модернизации, а также использования высоких технологий, в том числе информационных. В России много изменилось в этой области за последние десятилетия. Инвестиции растут, происходит реконструкция и обновление основных средств производственной базы. Это касается, прежде всего, таких отраслей, как химическая, энергетика, обрабатывающие предприятия и т.д. Но многие сферы экономики, такие, например, как металлургическая, от которой зависит рост отечественного промышленного производства, или текстильная, еще не до конца расстались даже со своим старым, со времен советского союза, станочным парком. Проблема заключается в том, что так называемый процесс деиндустриализации, когда основные фонда давно износились, но продолжают эксплуатироваться, провоцируют аварии на промышленных предприятиях, а иногда вызывает техногенные катастрофы.
Все это вынуждает собственников более ответственно подходить к проблемам промышленной безопасности своих производственных активов. Они понимают, что это потребует от них больших финансовых вложений, но в случае возникновения опасного прецедента на предприятии убытки могут быть несоизмеримо выше. Особый контроль необходим для опасных производственных объектов (ОПО, — ред.). Именно они требуют специального внимания.
Если грамотно подойти к обеспечению безопасности подобных объектов и выстроить эффективную финансовую систему, позволяющую распределить ресурсы таким образом, чтобы они позволили создать комплексную защиту, предотвращающую любые инциденты на производстве, то риски глобальных и масштабных технических катастроф будут минимальны.
Подобные опасные производства, как правило, имеют:
- практически нулевую остаточную стоимость основных;
- производственных фондов (существуют прецеденты, когда оборудование отработало 3-5 своих срока, но при этом продолжает эксплуатироваться);
- слабую технологическую базу, которая зачастую осталась еще с советских времен;
- низкую квалификацию, как рабочего, так и инженерного персонала;
- низкую организацию труда и технологической дисциплины.
Тем не менее, основной причиной многочисленных аварий и происшествий на ОПО является сам человек, а точнее его низкая квалификация и элементарная халатность.
А чтобы обеспечить промышленную безопасность этих предприятий, то необходимо еще (кроме финансовых ресурсов) разобраться в огромном количестве норм и правил, которые находятся в приблизительно 3 тыс. документах, зачастую крайне противоречивых и устаревших. Далеко не всякий профессионал, специализирующийся на ПБ (Промышленная безопасность, — ред.) в состоянии в них разобраться. Именно поэтому на ОПО подходят к промышленной безопасности абсолютно формально и бездумно, как обычно говорят «для галочки».
В результате, на подобных объектах из-за должного отсутствия системного и продуманного подхода к ПБ:
- увеличивается количество несчастных случаев на производстве, аварий и техногенных катастроф, что ведет, в конечном итоге, к большим финансовым издержкам;
- повышается количество санкций со стороны надзорных органов в виде штрафов, приостановок производства и т.д., что опять связано с непредвиденными затратами.
Решение этой проблемы на ОПО лежит, прежде всего, в финансовой плоскости, но не только. Совершенно очевидно, что нужна грамотная и эффективная программа по техническому перевооружению этих производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование системы и структуры управления, а также формирование качественного технологического стандарта. Также необходимо финансовое и организационное обеспечение мер по новой не формализованной промышленной безопасности предприятия. Существует федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, который как раз и регламентирует деятельность по обеспечению и организации эффективной системы промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Для обеспечения на предприятиях повышенной опасности ПБ необходима, прежде всего, комплексная нормативная база, включающая в себя свод необходимых для исполнения правил и требований к производственным объектам. В дальнейшем разрабатываются меры по их выполнению: организация, ресурсное обеспечение и распределение ответственности.
Системы промышленной безопасности достаточно эффективно работают в таких крупных компаниях, как «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл» и др. Но на предприятиях меньшего масштаба к этой проблеме уже относятся скорее формально.
Компания «Промтехэкспертиза» разработала методологию по созданию на ОПО системы ПБ, включающей в себя научно-обоснованный, оптимизированный информационно-аналитический подход к этой проблеме. Она включает в себя следующие этапы.
- Формирование базы контролируемых объектов.
- анализ структуры и системы управления;
- создание оптимальной модели ПБ;
- определение круга ответственных лиц.
- Формирование взаимосвязанной системы промышленной безопасности, отработка необходимой нормативной документации, подготовка соответствующих положений, правил и регламентов, создание группы, ответственной за ПБ.
- Использование процесса моделирования SADT.
- Подготовка ТЗ для комплексной информационной системы (КИС, — ред.) промышленной безопасности. Эта информационная модель должна соответствовать следующим требованиям:
- аналитическая и информационная универсальность;
- наличие актуализированной нормативной базы в сфере промышленной безопасности, а также адаптация ее к реалиям действующего производства;
- связь с информационными терминалами и мобильными устройствами.
- Испытание информационной системы промышленной безопасности на производственном объекте и отработка КИС в существующих условиях.
- Техническое, организационное и информационное сопровождение системы ПБ при ее эксплуатации.
Использование данной модели ПБ позволит предприятиям с ОПО перейти от формализованной и неэффективной системы безопасности к реальной, позволяющей сохранить не только жизни людей, производственные ресурсы, но и сэкономить финансовые средства в случае возникновения аварий и происшествий.
Добавить комментарий