Приказ о проведении аттестации рабочих мест
Одной из наиболее часто обсуждаемых тем стала модернизации охраны труда. Опытные эксперты затрагивают проблемы организации труда, рассматривая их с позиции трудового законодательства. По словам директора института экономики РАН Руслана Гринберга, модернизации вредит безответственность собственников за нарушение трудового законодательства, поэтому необходимы кардинальные реформы отношений в сфере труда. Одной из таких реформ становится изменение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.). Переход на новую модель охраны труда, по словам бывшего министра Минздравсоцразивтия РФ Александра Сафонова, позволит сократить количество несчастных случаев, одной из главных причин которой является несоответствие условий, неблагоприятная организация труда на предприятиях.
Цитата: ‘Именно качественные и интересные рабочие места станут основой стабильной и благополучной жизни граждан. Мы должны модернизировать 25 миллионов рабочих мест к 2025 году. Это сложная, но выполнимая задача’
Эти планы были намечены Президентом РФ Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года. Качество рабочих мест регулируется посредством проведения АРМ.
Нормативно-правовым актом о проведении АРМ является Приказ Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля 2011 года (Приказ, – ред.). Приказ о проведении АРМ – официальный документ, который поэтапно устанавливает требования к проведению АРМ по оценке условий труда на рабочих местах организации. С момента вступления Приказа в силу с 1 сентября 2011 года прошло не так много времени для того, чтобы делать выводы об эффективности новой программы. Во многом на пересмотр системы повлиял анализ экономической стороны, который не в меньшей мере страдает от потерь фонда рабочего времени, от выплат пенсий нетрудоспособным гражданам. Для огромной страны убыль внутреннего валового продукта в 4,3% – это существенные потери.
Работодатели с нежеланием стараются корректировать, иной раз, даже кардинально изменять организационный процесс на предприятиях. Проведение АРМ выступает как одна из мер по борьбе с их безразличием.
Предшествующий порядок, Приказ Минздравсоцразвития РФ № 569 от 31.08.2007 г. был довольно выгоден для работодателей. Самостоятельное проведение аттестации, понятное дело, всегда выдает наиболее лучшие результаты. Но положительные результаты не лучшим образом отражались в статистике о несчастных случаях. В связи с этим в новом приказе учтено данное, как его именовали, «рекомендательное» отношение и теперь при проведении АРМ к работодателям предъявляются более серьезные требования, так как важен объективный результат работ. Одним из нововведений является обязательное участие аттестующей организации. Организации, проводящие аттестацию, ранее могли привлекаться лишь при желании самих руководителей. Наиболее дальновидные деятели использовали их услуги с той целью, чтобы обезопасить себя при проверке контрольно-надзорных органов. Другие видели в отказе от участия таких компаний в АРМ, экономию средств, потому как привлечение сторонней организации связано с большими материальными затратами. С выходом новых правил участие аттестующих организаций является обязательным условием. Требования к оказанию услуг, к их участию ужесточились. Организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица, иметь аккредитацию на проведение АРМ, иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию с собственной поверенной приборной базой и высококвалифицированными специалистами. Для того, чтобы подробнее узнать об их деятельности, о требованиях, предъявляемых к ним, рекомендуем ознакомиться с материалом: «Организации, проводящие аттестацию рабочих мест».
Приказ четко разграничивает права и обязанности всех участников процесса. Изменения претерпел состав аттестационной комиссии, в который необходимо включать: представителей работодателя, специалиста по охране труда, представителя профсоюзной организации, представителей аттестующей организации. Что характерно, к специалистам по охране труда выдвигаются новые требования комплексного, глубокого и полного обучения вопросам охраны труда, в связи с чем, Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны соответствующие профессиональные и образовательные стандарты.
Новый порядок не является радикальным изменением предшествующих правил. В нем были лишь подкорректированы некоторые моменты, касающиеся ответственности исполнителей. Потому как невозможно изменить основные цели и задачи, ведь вопрос о безопасности испокон веков является наиболее важным в жизни трудящегося населения. Порядок позволяет выявить вредные и опасные факторы, которые угрожают здоровью и жизни человека с последующим проведением рациональных мероприятий, направленных на их улучшение. Прежними остаются и главные принципы АРМ – независимость, беспристрастность и достоверность.
АРМ, в соответствии с Приказом, проводится в несколько этапов. Важно правильно организовать, тщательно провести измерения и оценку, грамотно завершить проведение. Полученный результат не должен противоречить существующим условиям труда и работодателям не стоит забывать о своей ответственности за представленные документы, как и за правомерность проведенных исследований на рабочих местах.
Организация процесса состоит из выбора членов аттестационной комиссии, определения аттестующей организации, определения сроков проведения работ, выделения перечня рабочих мест, для которых необходимо провести оценку. Сроки утверждаются в графике проведения работ по АРМ при согласовании с аттестационной комиссией. Далее работодатель утверждает приказ о проведении АРМ на предприятии, который является внутренним документом, определяющим проведение аттестации и обязанности участвующих сторон.
Самый основной этап работы заключается в непосредственном проведении измерений и оценок рабочих мест. Напомним, каждое рабочее место должно проходить аттестацию один раз в пять лет. Исходя из полученных данных, формируются итоги, и дается характеристика каждого рабочего места. Если быть более точным, определяется класс условий труда, на основании которого принимается решение о назначении компенсаций, льгот за работу во вредных условиях или немедленном устранении влияния опасных факторов.
После проведения инструментальных измерений, комиссия по аттестации готовит необходимый перечень документов, который является фактическим доказательством проведения АРМ. После того, как работодатель ознакомится с ними, он обязан представить результаты в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ. В десятидневный срок, выделенный ему на ознакомление, он может отправить документы на государственную экспертизу на соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, на выявление правильности действий со стороны аттестующей организации. Подробно о том, как повлияет итог на дальнейшее ведение деятельности, Вы можете узнать в материале: «Результаты аттестации рабочих мест».
Сегодня невозможно представить себе существование системы охраны труда без АРМ. Не было бы ее, работодатели наверняка бы злоупотребляли интересами и правами работников. Приказ о проведении является регулирующим механизмом. От того, насколько содержательным и требовательным является нормативный документ, зависит степень ответственности, исполнительность и результат. Работодатель же должен помнить, что управление процессом развития своей деятельности нужно начинать с создания положительного психологического климата, для которого, в свою очередь, необходимы благоприятные условия среды.
Добавить комментарий