При СМК Just-in-time склады сокращаются на 80 процентов

В пять послевоенных лет японская индустрия восстала из пепла как феникс. Еще через пять – она вытеснила американскую промышленность с нескольких традиционных рынков сбыта. Понадобилось совсем немного времени, чтобы уже внутренний американский рынок подвергся экспансии более дешевых, но и более качественных товаров из Страны восходящего солнца. В чем тайна «японского чуда» и может ли цветок лотоса зацвести в зарослях хрена и лопуха на отдельно взятой российской фирме. Ответом на вопрос могла бы стать японская технология качества Just-in-time (JIT, – ред.). Идея в том, чтобы избавиться от складов готовой продукции и комплектующих, изготовляя и подвозя все необходимое точно в тот момент, когда оно понадобится для сборки конечного изделия или его реализации. Побочным следствием этого является колоссальное сокращение расходов на аренду помещений под склады. Судите сами, на заводе Toyota Motor JIT позволила на 50% сократить производственные запасы и на 80% – товарные. Однако главный эффект – в области качества.

Те суммы, которые раньше шли на поддержание лежащих без дела товаров можно смело направить на повышение конкурентоспособности продукции компании, избежав при этом повышения себестоимости производства. Не секрет, что длительный срок хранения готовых изделий между производством и продажей может сказываться на состоянии этого изделия. Это касается даже автомобилей, не говоря уже о чем-то более хрупком. Если все необходимое производится и перевозится для немедленного использования, то проблема снимается. С другой стороны, отсутствие лежалых товаров имеет и еще одно очень важное последствие. Фирма, использующая JIT, может гораздо быстрее переходить на продажу более качественной и современной продукции. Яркой иллюстрацией этого служит соперничество американских компьютерных компаний Dell и HP. В Dell начали продавать PC с процессором Pentium 4 на 85 дней раньше HP, потому что склады последней были забиты Pentium 3, в то время как Dell использовала СМК JIT. Наконец, Just-in-time держит всю систему производства в тонусе. Исполнители во всех звеньях цепочки прекрасно понимают, что если возникнет сбой, то производство пострадает гораздо сильнее, чем, если бы на складе держали запас на все случаи жизни. Это делает каждого отдельного сотрудника кровно заинтересованным в повышении качества. А история систем управления качеством показывает, что достичь существенного повышения этого показателя можно только при соучастии в этой работе всего коллектива фирмы.

Являясь плюсом JIT, высокая цена ошибки исполнителя оборачивается и минусом. Ведь финансовые и временные потери при этой системе могут больно ударить по благополучию фирмы. И шире: система очень чувствительна к состоянию рынка. Даже скачки цен на нефть на внутреннем рынке могут все разрушить в одночасье. Могут возникнуть ситуации, при которых работники сидят без дела: работа сделана, а материалы еще не подвезли. Стоит добавить и тот факт, что при технологии Just-in-time возникает множество проблем в логистике: растет зависимость от поставщиков, требуются дополнительные процедуры и документация при отгрузке товара, увеличивается зависимость от поставщиков. Но важнее всего то, что JIT не функционирует изолированно от других аспектов работы с качеством на заводе или фирме. Эта система не действует при неэффективном менеджменте и отсутствии отточенных до мелочей более общих механизмов качества. Например, в Японии JIT работал на заводах в сочетании с СМК «Канбан». Стоит сказать и еще об одном обстоятельстве.

Есть два объяснения японского «экономического чуда»

Цитата: ‘Есть два объяснения японского «экономического чуда». Первое – мы повсеместно применяем статистические методы, второе – мы – японцы’

Так однажды высказался известный японский специалист по качеству Исикава К. Хотя подходы, разработанные JIT активно применяют по всему миру, остается открытым вопрос, насколько серьезную роль в ее успехе играют национальные особенности.

Для рабочих в Японии характерно тесное общение между собой и с руководством. Эта традиция подкрепляется тем, что сотрудники одного предприятия часто отдыхают и обедают вместе, независимо от их статуса. Труд рабочего считается престижным. В США и многих европейских странах – часто обратная ситуация. В тех же Штатах уровень коммуникации между работниками остается низким. Достаточно сказать, что многие из них не владеют английским языком. Между Японией и другими странами существует и большая разница в подготовке руководящих кадров. Здесь основное значение имеет образование. В Японии любой руководитель обычно медленно поднимается с самых нижних ступеней. Выпускник вуза отправляется прямиком в цех. Руководящие должности в США и ряде других стран почти всегда занимают дипломированные экономисты и руководители. В японских фирмах 32-35% руководителей – инженеры, а в аналогичных западных компаниях этот процент составляет 7-10. Сработает ли JIT в России? Может быть и да, но в расчет придется брать любую мелочь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: