Преимущества внедрения системы менеджмента качества ISO 9001 на предприятии

Главное преимущество, извините за каламбур, состоит в том, что система менеджмента качества (СМК, — ред.) по ISO 9001 систематизирует работу. Благодаря добросовестному внедрению стандарта устанавливается стабильный цикл действий руководства (он называется «PDCA», — ред.). Стандарт гарантирует, что каждый раз повторяя его этапы в соответствии с установленными в нем требованиями, вы неминуемо получите постоянное улучшение бизнес-процессов, что, в свою очередь, имеет вполне понятную связь с ростом прибыли, лояльностью сотрудников, конкурентоспособностью и другими вещами, которые обычно живо беспокоят топ-менеджмент, владельцы и советы директоров. Модель ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, — ред.), использованная разработчиками ISO 9001, эксплуатирует две важнейшие и актуальные на сегодня концепции – управление рисками и процессный подход. Первый подразумевает, что если вы правильно внедрили СМК по нормативу ISO 9001, то проблемы не станут для вас сюрпризом, благодаря предусмотренным схемам анализа, сбора информации и принятия решений вы будете узнавать о них заранее, когда риск еще не реализовался. В том случае, если риска избежать нельзя, предусмотрено планирование, позволяющее реагировать на его реализацию наиболее рациональным образом, позволяющим избегать лишних издержек.

Что касается процессного подхода, то это лишь один из механизмов, заложенных в ISO 9001, но даже только он, без прочих средств из арсенала стандартов на системы менеджмента качества содержит в себе колоссальный ресурс экономии и повышения прибыли. Если характеризовать этот подход в общем, то его суть состоит в управлении компанией, как процессом. Что это значит? Традиционная структура организации толкает мыслить функциональными единицами: отделами, подразделениями, департаментами. Каждый из них управляется своим руководителем, имеет свои, часто не согласующиеся с другими подразделениями задачи. Хотя все отделы вроде бы должны служить общей цели, на практике многие сталкивались с интригами и внутренними политическими перипетиями, которые заставляют «действовать кто в лес, кто по дрова». Действует принцип: сформируй отдел, назначь ему начальника и создашь организацию внутри организации, которая будет действовать исходя из собственных целей. Процесс стоит над функциональными единицами и функциями. Деятельность рассматривается не в административной плоскости, а с точки зрения того, как она работает, что в бизнес-процесс поступает, что получается на выходе. Если саму организацию процессный подход рассматривает как один процесс, то отдельные виды деятельности, которые складываются в общий результат работы компании он считает подпроцессами этого одного большого гиперпроцесса.

Благодаря процессному подходу удается яснее увидеть связи между бизнес-процессами. Границы процессов могут совпадать, а могут не совпадать с границами отделов и подразделений. Тут-то и заложен колоссальный потенциал увеличения прибыльности и экономии. Оптимизация взаимодействия между процессами, тонкая их настройка будет экономить для вас рубль в час, 24 рубля в сутки, тысячи и сотни тысяч долларов в год. ISO 9001 чаще всего не требует таких же вложений, как запуск новой венчурной продукции или реорганизация компании, но именно он может стать соломинкой в кризис или драйвером достижения необыкновенных высот в стабильное время. Но люди близоруки и плохо видят потенциал того, что хорошо знакомо, лежит под ногами, доступно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: