Преимущества внедрения системы удаленной диагностики производственного контроля
В последнее время Ростехнадзором особое внимание уделяется возможности и методам электронного информационного обмена между надзорными органами и их поднадзорными предприятиями. На одном из заседаний коллегии Ростехнадзора была поставлена задача по внедрению системы удаленной диагностики производственного контроля (УДПК, — ред.). Основной ее задачей должен стать обмен информацией и возможность контроля служб производственного контроля (СПК, — ред.) территориальными отделениями Ростехнадзора. Данным решением в 2007 году было положено начало большому комплексу работ по внедрению УДПК на опасных производственных объектах.
Уже сегодня можно говорить о том, что определенные успехи в данном направлении имеются: УДПК успешно функционирует на ряде предприятий, количество которых постоянно увеличивается.
Для разработки принципиальной схемы УДПК за основу были взяты статистические раскладки Ростехнадзора и НТЦ «Промышленная безопасность», которые позволили проанализировать и выявить основные недостатки современной системы управления промышленной безопасностью (СУПБ, — ред.). Принятый в 1997 году Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сыграл существенную роль в деле снижения травматизма и смертельных случаев на производстве. Однако существующие проблемы, связанные с СУПБ требуют безотлагательного вмешательства представителей предприятий, Ростехнадзора и научного сообщества.
В деле расследования несчастных случаев очень часто можно слышать фразу «неудовлетворительная работа производственного контроля».
Подавляющее большинство происшествий, связанных со смертельными случаями на производстве, происходят по причине неверных действий сотрудников предприятия. Около 70 % случаев, за которые были наложены административные штрафы, связаны также с нарушениями организационной структуры, то есть они не связаны с отклонениями работы технологического оборудования, которое требует постоянного вложения финансов.
На этот же вопрос владельцы предприятий ответили, что большинство причин аварий связано с неправильным действием или бездействием персонала предприятий.
Ростехнадзор, в свою очередь, уверен, что работники вынужденно идут на нарушения по причине неправильно поставленного технологического процесса. Кроме того, более половины нарушений данного рода связано именно с неверным производством технологических работ. Следует также отметить, что подробности происшествий не доходят до руководства, которое не способно предпринять соответствующие меры профилактики.
Анализ сложившейся ситуации на производстве также показал, что информация СПК, которая доводится до руководства, также не всегда соответствует действительности, либо ее содержание носит выборочный характер.
Например, полученные в результате проверок данные говорят о том, что лишь четверть данных об имеющихся нарушениях поступает к руководству от СПК. Остальные данные – это результаты проверок или имевших место быть происшествий.
Существует также определенная зона малоизученного риска, которая отсутствует в производственных инструкциях и другой документации предприятия. Причина этому – определенная отстраненность и замкнутость СПК от производства. Как бы то ни было, очевидным остается то, что процесс информирования предприятий о вероятных аварийных ситуациях и случаях травматизма требует изменений. Такой подход позволит СПК принимать своевременные решения по обеспечению безопасности.
Одним из действенных способов в данном направлении является внедрение УДПК, которая позволит осуществлять:
- работу СПК предприятий в автоматическом режиме;
- информирование ответственных лиц и руководство предприятия о существующем положении дел в области промышленной безопасности;
- контролирующие функции со стороны Ростехнадзора на расстоянии, а также получать рекомендации по улучшению состояния промышленной безопасности;
- создание базы данных и обмен информацией между участниками системы по вопросам, связанным с обеспечением промышленной безопасности.
В качестве объектов систематического контроля инспектором Ростехнадзора выступают отчеты и документы СПК, обозначенные в УДПК. Результат контроля – итоговое заключение инспектора о состоянии промышленной безопасности, а также рекомендации по ее улучшению.
Применение УДПК совместно с Ростехнадзором является добровольным условием. Достаточным будет предоставление информации в анонимном режиме, что позволит обобщить и получить данные о состоянии промышленной безопасности в конкретной отрасли. Однако при таком принципе работы предприятие не сможет получить оценку состояния промышленной безопасности на своих эксплуатируемых объектах.
УДПК представляет собой единый комплекс технических и информационных средств, состоящий из следующих блоков:
- планирование работы СПК;
- составление планов проверок;
- оформление документов по результатам проверок;
- отслеживание процесса исполнения предписаний;
- составление отчетной документации и другое.
Технически использование УДПК возможно благодаря наличию выхода во всемирную паутину. Никакого специального оборудования и штата для его обслуживания не нужно.
Предприятие, внедряющее УДПК, получает определенный перечень преимуществ:
- ощутимую поддержку при организации и эксплуатации СУПБ;
- дистанционный контроль деятельности СПК без выезда на объект;
- получение полной и достоверной информации руководителем предприятия и ответственными лицами о состоянии дел в области промышленной безопасности;
- получение аналитических данных об объектах технического регулирования;
- сокращение трудовых затрат на оформление документации за счет автоматизированной системы.
УДПК – в первую очередь инструмент руководителя, позволяющий ему получать исчерпывающую информацию о промышленной безопасности вверенных ему объектов, а также планировать и предпринимать необходимые мероприятия с целью повышения эффективности деятельности СПК.
Добавить комментарий