Преимущества новой классификации нефтяных и газовых запасов
Экономический рост Российский экономики, диверсификация промышленности и активное применение сложного высокотехнологичного оборудования – все это в совокупности создало предпосылки для корректировки законодательной базы, отраслевых нормативных документов, а также всевозможных технических регламентов и стандартов. Для этого понадобилось сделать ревизию всей этой базы данных и оценку ее на предмет использования в современных условиях.
Подобная скрупулезная работа была осуществлена и в сфере недропользования. Изменение порядка лицензионной деятельности, проведение международных аудиторских проверок и комплекс экономических факторов изменили систему оценок запасов различных месторождений, их учет и распределение, которые были зафиксированы во временной классификации от 2001 года. Специалисты топливно-энергетического комплекса, ученые, занимающиеся проблемами нефти и газа, в течение многих лет пытались разработать новый вариант, соответствующий современным требованиям. Попытки разработки, рассмотрения и утверждения обновленный классификации провалились как в 2005, так и в 2009 году. Учетная система ресурсов на газовых и нефтяных месторождениях, рост внутреннего рынка и расширение экспортного потенциала отраслей, привлечение государственного, российского и иностранного инвестиционного ресурса в добывающие и транспортирующие предприятия – все это в новой концепции должно коррелироваться и быть в согласованном сочетании с более сильной ролью государства в управлении природными недрами.
Сегодня до сих пор не решена проблема в этой сфере по следующим направлениям:
- Процедура утверждения нефтяных и газовых запасов.
- Порядок открытия нефтегазовых отечественных месторождений и залежей углеводородных ресурсов.
- Лицензирование на право разработки нефтяных и газовых ресурсов, а также их добычу.
- Регламентный порядок отнесения открытых и разработанных объектов отрасли к недрам, имеющим федеральный статус.
Для того, чтобы абсолютно реально и объективно оценить сырьевые возможности объекта или региона, а также разработать стратегический план его развития на разные периоды и сформулировать, в конечном итоге, систему экономически рычагов (например, налоговых), необходимо создать эффективную систему учета сырьевых запасов.
Проведение данной процедуры осуществляется посредством зарубежных оценочных стандартов и международного аудита (например, стандарты SPE). С их помощью проводится регламент капитализации соответствующих компаний, их рыночная стоимость и функциональное влияние налога, как внутреннего источника развития этих компаний.
Государство обладает гораздо более мощными возможностями регулирования, чем компании, эксплуатирующие нефтяные и газовые объекты. У него имеются следующие рычаги: тарифные ставки, налоги, меры антимонопольного характера, субсидированная финансовая политика и другие. Все это в руках у властей, которые вправе исходя из национальных интересов, использовать их по своему усмотрению. Посредством этих методов государственного регулирования, российские власти могут уменьшать или увеличивать налоги, управлять таможенными пошлинами и разнообразными сборами. Более того, они берут на себя всю полноту ответственности за результаты все инвестиционной политики: проектирование объектов, их строительство (в том числе газовых и нефтяных трубопроводов), выполнение программ по модернизации объекта, его инфраструктуры, включающие в себя населенные пункты, аэропорты и т.д.
Особенное значение этот подход приобретает в случаях, когда имеется спектр месторождений по добыче нефти и газа на территориях, особенно далеких от цивилизации и всех ее инфраструктурных благ. Как правило подобные объекты нерентабельны и без государственной помощи не в состоянии поднять такие серьезные проекты. Российские власти обязаны в соответствии Генеральными планами развития топливно-энергетического комплекса региона акцентировать внимание на проектах, имеющих приоритетное государственное значение (энергетическая безопасность страны и экспорт) и брать их под свое «свое крыло».
Что интересно, – Россия является единственной страной, которая располагает и придерживается национальной классификации запасов, имеющей свое распространение на всю страну. В Америке их существует около 60.
Тот документ, который используется сегодня, начал свое рождение еще на заре советской власти, около 80 лет назад. В нем отражены многие запасы и месторождения, разработанные за все эти годы.
Группой специалистов из РГУ нефти и газа им И.М. Губкина, а также ФБУ ГКЗ, с привлечением ученых из других структур, в том числе коммерческих, разработан проект новой классификации. Ее отличительная особенность от старого варианта и многочисленных неутвержденных проектов заключается в следующем:
- Более полная гармонизация с геологическими и технологическими аспектами проекта.
- Минимизация в части корректировок понятийного аппарата.
- Конкретизация роли государства и разделение функций между ними и добывающими компаниями.
- Уточнение технического регламента в части рационального и эффективного освоения промышленным образом небольших и мелких месторождений. Это также относится к производственным объектам нефтегазовой отрасли, расположенные в особо отделенных местах Российской Федерации.
Использование обновленной классификации позволит серьезно сэкономить государственные расходы в части реализации проекта по переоценке нефтяных и газовых запасов. Кроме того, после его введения российские власти смогут более эффективно использовать инвестиционные ресурсы, направляя их в наиболее перспективные для экономики России и региона проекты. Преимущества классификации заключаются еще и в том, что она полностью отражает российскую действительность во всех сферах нефтегазовой отрасли, специфику добывающей промышленности и отечественный опыт.
Сегодня, когда нефтегазовая промышленность находится в сложных экономических условиях, значение данного документа значительно возрастает, помогая государству регулировать и поддерживать добывающие отрасли.
Добавить комментарий