Преимущества и недостатки ISO 9001:2015
Вначале о хорошем. ISO 9001:2015, который еще не вышел и доступен только в виде чернового проекта хвалят за то, что он лучше структурирован. Многие требования, которые в ISO 9001:2008 были рассеяны по всему стандарту, теперь сконцентрированы в одном месте. Например, это в полной мере относится к ресурсам для системы менеджмента качества (СМК, – ред.). Перед началом работы над новой редакцией стандарта проводился опрос пользователей ISO 9001:2008; одной из наиболее популярных жалоб было: не можем понять разницу между валидацией и верификацией. Редакторы ISO 9001:2015 из ТК №176 разрубили гордиев узел, просто убрав оба термина и перефразировав требования так, чтобы в них уже не было нужды. Хотя в нормативный документ введено множество новых понятий и определений, язык стандарта, по нашему мнению, стал проще и доступнее для новых пользователей ISO 9001. Впрочем, согласны с этим не все и здесь специалистов рассудит только практика применения обновленного норматива, первых плодов которой еще нужно подождать. За счет имплементации в ISO 9001:2015 единой структуры ISO для всех стандартов на системы менеджмента качества удалось – об этом можно говорить уже сейчас – добиться лучшей гармонизации с прочими стандартами, с которыми ISO 9001 обычно образует в компаниях так называемые интегрированные системы. Наконец, нельзя не отметить, что в текст ISO 9001:2015 теперь лучше вплетен процессный подход. Нонсенс, возможный с ISO 9001:2008, когда некоторые предприятия умудрялись внедрить СМК, игнорируя процессный подход и не затрудняясь пониманием этой концепции теперь вряд ли возможен, так как в ISO 9001:2015 появилось прямое требование о применении процессной модели, также по стандарту рассеяны требования, обращенные к процессам в организации – это тоже не дает игнорировать методологию менеджмента, вокруг которой в общем-то и выстроен ISO 9001. Ранее о процессном подходе речь шла только в начале стандарта, и, доходя до 4 параграфа, где начинаются сами требования, все уже забывали «философский полет» вступления. Причем, забывали и многие аудиторы, трактуя двусмысленный местами текст упрощенно. Когда такие аудиторы встречались с такими же предпринимателями, получались сертифицированные СМК, которые при этом не работали.
Однако отсутствие прямого требования о внедрении процессного подхода всегда было только одной из причин, по которым появлялись «мертворожденные» СМК. Возможно, главной являлось как раз не это, а методика внедрения ISO 9001, опирающаяся на стандарт, а не на производственные процессы. Стандарт работает с «процессами, важными для СМК», но многие не понимали и не понимают, что это такое и считают таковыми «поддерживающие» процессы, которые предлагает ISO 9001:2008. Правда в том, что создание СМК направлено на улучшение качества продукции и услуг, а значит, целями ее могут быть только ключевые процессы организации – те процессы, которые имеют наибольшую важность с точки зрения преобразования ресурсов в результат работы организации. Таким образом, система не должна выстраиваться вокруг производственных процессов, опираясь на некоторые процессы, которые предлагает создать ISO 9001, она не должна строиться и параллельно реальной работе – сама для себя. В обоих этих случаях, система только потребляет ресурсы, но не может дать никакой пользы. Она обязана быть интегрирована в производственные процессы. ISO 9001:2015 по ряду появившихся в экспертной среде отзывов идет вперед по сравнению ISO 9001:2008 в решении этой проблемы. Например, обновленный текст стандарта требует, чтобы были идентифицированы входы и выходы всех процессов (CD – 4.2.2, – ред.). Эта мера позволит пользователям ISO 9001:2015 понять, что они работают не с теми процессами. Например, если они стали создавать СМК, глядя не на свои бизнес-процессы, а на порядок параграфов ISO 9001 и вспомогательные процессы, которые там есть. Тогда они могут создать процесс идентификации продукции. Выходом из этого процесса будет идентифицированная продукция, а входом – не идентифицированная. Соответственно, мы понимаем, что это не ключевой процесс для предприятия – производственный процесс, а вспомогательный. Выходом из ключевого бизнес-процесса была бы продукция – такой процесс и является важным для СМК. Также в раздел «Лидерство» ISO 9001:2015 введено требование к руководству: обеспечить интеграцию СМК в бизнес-процессы организации. Повторимся, несмотря на все это, по мнению специалистов, которые успели познакомиться с проектом ISO 9001:2015 стандарт хоть и способствует созданию интегрированной с бизнес-процессами СМК в большей степени, чем предыдущая версия, все же не решает проблемы и не содержит достаточной определенности на этот счет.
Добавить комментарий