Преимущества и недостатки ISO 9001:2015

Вначале о хорошем. ISO 9001:2015, который еще не вышел и доступен только в виде чернового проекта хвалят за то, что он лучше структурирован. Многие требования, которые в ISO 9001:2008 были рассеяны по всему стандарту, теперь сконцентрированы в одном месте. Например, это в полной мере относится к ресурсам для системы менеджмента качества (СМК, – ред.). Перед началом работы над новой редакцией стандарта проводился опрос пользователей ISO 9001:2008; одной из наиболее популярных жалоб было: не можем понять разницу между валидацией и верификацией. Редакторы ISO 9001:2015 из ТК №176 разрубили гордиев узел, просто убрав оба термина и перефразировав требования так, чтобы в них уже не было нужды. Хотя в нормативный документ введено множество новых понятий и определений, язык стандарта, по нашему мнению, стал проще и доступнее для новых пользователей ISO 9001. Впрочем, согласны с этим не все и здесь специалистов рассудит только практика применения обновленного норматива, первых плодов которой еще нужно подождать. За счет имплементации в ISO 9001:2015 единой структуры ISO для всех стандартов на системы менеджмента качества удалось – об этом можно говорить уже сейчас – добиться лучшей гармонизации с прочими стандартами, с которыми ISO 9001 обычно образует в компаниях так называемые интегрированные системы. Наконец, нельзя не отметить, что в текст ISO 9001:2015 теперь лучше вплетен процессный подход. Нонсенс, возможный с ISO 9001:2008, когда некоторые предприятия умудрялись внедрить СМК, игнорируя процессный подход и не затрудняясь пониманием этой концепции теперь вряд ли возможен, так как в ISO 9001:2015 появилось прямое требование о применении процессной модели, также по стандарту рассеяны требования, обращенные к процессам в организации – это тоже не дает игнорировать методологию менеджмента, вокруг которой в общем-то и выстроен ISO 9001. Ранее о процессном подходе речь шла только в начале стандарта, и, доходя до 4 параграфа, где начинаются сами требования, все уже забывали «философский полет» вступления. Причем, забывали и многие аудиторы, трактуя двусмысленный местами текст упрощенно. Когда такие аудиторы встречались с такими же предпринимателями, получались сертифицированные СМК, которые при этом не работали.

Однако отсутствие прямого требования о внедрении процессного подхода всегда было только одной из причин, по которым появлялись «мертворожденные» СМК. Возможно, главной являлось как раз не это, а методика внедрения ISO 9001, опирающаяся на стандарт, а не на производственные процессы. Стандарт работает с «процессами, важными для СМК», но многие не понимали и не понимают, что это такое и считают таковыми «поддерживающие» процессы, которые предлагает ISO 9001:2008. Правда в том, что создание СМК направлено на улучшение качества продукции и услуг, а значит, целями ее могут быть только ключевые процессы организации – те процессы, которые имеют наибольшую важность с точки зрения преобразования ресурсов в результат работы организации. Таким образом, система не должна выстраиваться вокруг производственных процессов, опираясь на некоторые процессы, которые предлагает создать ISO 9001, она не должна строиться и параллельно реальной работе – сама для себя. В обоих этих случаях, система только потребляет ресурсы, но не может дать никакой пользы. Она обязана быть интегрирована в производственные процессы. ISO 9001:2015 по ряду появившихся в экспертной среде отзывов идет вперед по сравнению ISO 9001:2008 в решении этой проблемы. Например, обновленный текст стандарта требует, чтобы были идентифицированы входы и выходы всех процессов (CD – 4.2.2, – ред.). Эта мера позволит пользователям ISO 9001:2015 понять, что они работают не с теми процессами. Например, если они стали создавать СМК, глядя не на свои бизнес-процессы, а на порядок параграфов ISO 9001 и вспомогательные процессы, которые там есть. Тогда они могут создать процесс идентификации продукции. Выходом из этого процесса будет идентифицированная продукция, а входом – не идентифицированная. Соответственно, мы понимаем, что это не ключевой процесс для предприятия – производственный процесс, а вспомогательный. Выходом из ключевого бизнес-процесса была бы продукция – такой процесс и является важным для СМК. Также в раздел «Лидерство» ISO 9001:2015 введено требование к руководству: обеспечить интеграцию СМК в бизнес-процессы организации. Повторимся, несмотря на все это, по мнению специалистов, которые успели познакомиться с проектом ISO 9001:2015 стандарт хоть и способствует созданию интегрированной с бизнес-процессами СМК в большей степени, чем предыдущая версия, все же не решает проблемы и не содержит достаточной определенности на этот счет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: