Понятие системы менеджмента качества

Так сложилось, что системы менеджмента качества (СМК, — ред.) в нашей стране создают по стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.). По определению, в стандарте как типе нормативного документа все используемые термины должны быть определены. Разъяснение понятий из ISO 9001 можно найти в другом стандарте ISO – ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Редакторы «девятки» (так называют иногда серию стандартов ISO 9000 «Управление качеством», — ред.) дают следующее разъяснение термину «система менеджмента качества»:

Цитата: ‘…совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей и достижения этих целей для руководства и управления организацией применительно к качеству’

При кажущейся прозрачности столкновения с практикой внедрения и сертификации ISO 9001 определение Международной организации не выдерживает. Известный «качественник» Эдуард Наумович Гончаров в своей статье «Роль первого лица в системах менеджмента качества» приводит такой характерный пример из жизни. Когда заводские менеджеры по качеству приходят к генеральному директору и рассказывают ему о необходимости внедрить и поддерживать СМК, то не находят достаточных аргументов. Он их спрашивает: «Что такое система менеджмента качества?». Менеджеры принимаются сбивчиво объяснять, что, к примеру, нужно оценивать поставщиков, осуществлять анализ и валидацию процессов, вносить изменения в работу в рамках корректирующих действий. Но директор смотрит на все это извне и с точки зрения того, чем все это может быть полезно. Поэтому он сразу спросит вас о том, в чем проблема с оценкой поставщиков: можно издать дополнительный приказ, да и все. «Подготовьте, и я его подпишу», – скажет гендиректор.

Если даже главный руководитель не против внедрения, так как считает необходимым получить сертификат ISO 9001, то он не поймет, зачем ему в этом участвовать, ведь если СМК – это система управления «применительно к качеству» и «часть общей системы менеджмента предприятия», то это работа заместителя по качеству. По аналогии с системой менеджмента закупок – ее ведь удается закрепить за заместителем по материально-техническому снабжению! Генеральному не объяснишь, что именно в случае с СМК, и стандарт об этом говорит, самоустранение руководства приведет к пустой трате денег и обречет проект на неудачу. И в сущности, это тоже проблема определения системы менеджмента качества, так как нельзя объяснить при помощи формулировки из ISO 9000, что такое СМК и в чем ее особенности. Гончаров Э.Н. считает, что редакторы ISO 9000 действительно предприняли попытку объяснить смысл СМК в своем определении, и что в своем подходе они «танцевали» от целей организации и классификаций целей. По мнению специалиста, подход нельзя признать удачным, так как невозможно объяснить, зачем тогда нужна система со всеми атрибутами, которые предписывает стандарт ISO 9001. Ведь не существует же «системы менеджмента прибыли», хотя цель прибыли, конечно, наличествует.

Гончаров даже полагает, что в Техническом комитете №176 (разработчики стандарта, — ред.) прислушались к мнению российских специалистов В.В. Бойцова и А.В. Галичева, но не дослушали их до конца. В своей статье Э.Н. Гончаров сделал попытку предложить свое определение СМК…

Цитата: ‘система менеджмента качества есть не что иное, как система менеджмента предприятия’

Цитата: ‘система менеджмента качества строится на концепции всеобъемлющего обеспечения качества. Иначе говоря, философия качества становится интеллектуальным признаком системы менеджмента предприятия, ее философской основой’

При всем соблазне согласиться с Э.Н. Гончаровым, приходится признать, что если принять его определение, то СМК уже не будет системой, которую задумывали в ISO, так как в ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» есть также следующий пассаж…

Цитата: ‘Система менеджмента организации может включать в себя различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система финансового менеджмента или система экологического менеджмента’

Выходит, что Международная организация по стандартизации понимает СМК все-таки как подсистему общей системы управления организацией.

Отсутствие на практике консолидированного определения системы качества приводит к тому, что каждый «мудрец ощупывает свою часть слона» и делает субъективные выводы – по известной притче. Каждый в своем определении делает крен в свою область и в свой опыт работы. Показателен в этом смысле пример словаря деловых терминов «BusinessDictionary.com», который одним махом срезал все острые углы. Система менеджмента качества – это…

Цитата: ‘система, при помощи которой организация нацеливается и достигает сокращения числа несоответствий спецификациям, стандартам, ожиданиям потребителей – такой результат удается получить путем сокращения издержек и повышения эффективности’

Необходимо отметить, что сегодняшнее каноническое определение СМК в версии международной организации ISO сопровождает стандарт ISO 9001 отнюдь не всю его историю с 1987 года – года появления первой редакции. Термин изменялся по мере появления в серии ISO 9000 новых, более современных подходов. Сравните определение из начала статьи, на которое большое влияние оказал процессный подход, с формулировкой из ISO 8402-1994 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь» (стандарт 1994 года, – ред.). Вот оно…

Цитата: ‘система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством’

Любопытно, какое определение было предложено на форуме профессионалов в сфере качества при сайте «quality.eup.ru». После бурного обсуждения появилась версия, что система менеджмента качества – это система планирования, обеспечения, управления, улучшения, инноваций, применительно к продукции, процессам, ресурсам, управленческим решениям, людям в организации. Но и такое толкование, как было понятно с самого начала, устроило не всех. Некоторые пользователи даже стали «посыпать голову пеплом» в связи с тотальным отсутствием общего языка и релятивизмом, в шутку спрашивали что такое «это СМК». «Электро-техническая организация строительно-монтажного комплекса», – нашелся один из шутников. Интернет бесстрастно преломляет в определениях, которые дают разные люди, сталкивающиеся с системами качества, отношение общества к этой сфере.

В сервисе ответов на вопросы «Mail.ru» на вопрос, зачем нужна СМК, был получен ответ: «Для того что бы относить ее на затраты!» (орфография и пунктуация автора соблюдены, — ред.). Что ж, ISO 9001 имеет дело с очень сложной и почти философской материей – это не стандарт по продукции, где термины определять легко. Специалисты, конечно, продолжат попытки договориться, хотя, возможно, дело в ограничениях языка и в двадцать втором столетии мы будем объяснять друг другу системы менеджмента числовыми методами или двоичным кодом (Читайте о понятиях добровольной сертификации здесь, — ред.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: