Поддержка качества с помощью добровольной сертификации

Добровольная сертификация отличается от обязательной тем, что проводится не по инициативе и под контролем государства, а по желанию организации-претендента на сертификат. Различны и цели: если основной задачей госконтроля является безопасность потребителя, то, в добровольной, акценты отчасти смещаются на рекламу и маркетинг сертифицируемой компании. Задача обеспечения безопасности остается важным приоритетом, но к ней добавляется функция продвижения предприятия на рынке. Законодательные формулировки, отграничивающие две эти формы подтверждения соответствия нормативным документам, прописаны в ФЗ «О техрегулировании». Сразу стоит отметить, что противоречия между маркетингом и безопасностью не существует. Обе эти цели рано или поздно приводят организацию к систематической работе над качеством, поддержке его на достойном уровне. В России, впрочем, существует довольно существенная проблема сертификатов, выдающихся недобросовестными фирмами, не проводящими реальной экспертизы. Они лишь тиражируют с виду авторитетные документы. С другой стороны, такой подход не работает, когда дело касается надежного в получении прибыли и рассчитанного на долговременное существование бизнеса. Как бы ни был наивен потребитель, он довольно быстро сообразит, что хорошо, что плохо и сделает выводы.

Сравнение добровольной и обязательной форм сертификации по такому критерию, как поддержка качества, по мнению многих специалистов, – не в пользу последней. Все дело в том, что безопасность – это основная, но и минимальная планка качества продукции, означающая лишь то, что товар не представляет опасности для жизни и здоровья. Добровольная сертификация, по-сути, провоцирует рыночное соревнование между компаниями в подтверждении соответствия самым высоким стандартам в своей отрасли. Сертификат лишь свидетельство того, что та или иная компания внедрила у себя новые системы менеджмента или достигла соответствия самым высоким стандартам. Естественно, что в такой ситуации качество должно постоянно превосходить минимальные требования. Наиболее распространенный и международно-признанный стандарт в этой области ISO 9001 (Системы менеджмента качества. Требования., – ред.) еще и сам по себе служит целям поддержки качества. Он основан на процессном подходе к менеджменту, научной теории, согласно, которой качество должно постоянно развиваться, в противном случае, этот показатель в компании будет стагнировать. Именно поэтому в тексте ISO 9001 уделено такое большое внимание последовательной, систематической политике руководства в сфере качества, тщательному документированию процедур, наличию ответственных за реализацию политики в сфере качества на предприятии из числа высших руководителей.

Критики расширения поля добровольной сертификации нередко говорят о том, что в России большинство компаний формально относятся к добровольной сертификации и не боятся, что за счет нее конкуренты могут получить какие-либо преимущества в рыночном соревновании. Довольно велик и процент недобросовестных органов по сертификации, которые за цену ниже рыночной предлагают не подкрепленные достаточной доказательной базой документы о соответствии. Такая ситуация, однако, во многом вызвана тем, что добровольная сертификация активно развивается в нашей стране всего 10 лет, с 2002 года, года принятия ФЗ «О техрегулировании». Закон положил начало постепенному выводу большинства отраслей из обязательной сертификации с целью устранения бюрократических проволочек для бизнеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: