Плюсы добровольной сертификации
Многие плюсы добровольной сертификации все еще неочевидны для участников российского рынка. Связано это, отчасти с тем, что пока не существует надежных способов вычисления экономической целесообразности, например, внедрения системы менеджмента качества (СМК, – ред.) или экологической безопасности. А отчасти, с тем, что добровольный сегмент начал активно развиваться в сфере российской сертификации только с 2002 года. Свою роль, конечно, играет и материальный вопрос. Многие средние и мелкие предприятия не могут себе позволить вести себя активно в вопросе сертификации. Не стоит забывать и еще одно обстоятельство: в России предостаточно примеров неудачного внедрения «добровольных» (сами по себе все стандарты добровольны, – ред.) стандартов. В частности, СМК. Это наиболее распространенный и влиятельный международный стандарт в области качества. Часто, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что это произошло из-за того, что к мероприятиям, необходимым для создания той же СМК подходили формально. Могло быть и такое, что неудача произошла из-за недобросовестности наемных специалистов, которые внедряли стандарты. Но, кому какое дело: деньги потрачены, а никакого результата – нет.
Но, если практическая полезность работы со стандартами качества, охраны труда, экологической безопасности, других, так сомнительна, то чем объяснить столь повальную добровольную сертификацию в ЕС и США. По ЕС, к примеру, есть сведения, что 80% всех предприятий имеют тот или иной сертификат соответствия ISO (International Organization for Standardization, – ред.) – крупнейшая интернациональная организация, занятая созданием международных стандартов. Более того, как пишет деловое издание «Taobao», ссылаясь на председателя Технического комитета ISO/TC, при сохранении нынешних темпов получения сертификатов, через 8-10 лет от 90% до 100% всех крупных предприятий в мире будут иметь документ о соответствии нормативам ISO 14001 (экологический менеджмент, – ред.). На самом деле, у добровольной сертификации немало плюсов.
Добровольная сертификация, если к ней подходят не формально, сильно повышает организационно-технический уровень производства, улучшает нормативную документацию на предприятии, помогает быстрее и более эффективно вводить в строй инновации. Наличие сертификата, который, во многих случаях, может сопровождаться специальным маркировочным знаком на продукции, замечают рядовые потребители, партнеры по сделкам. Что касается последних, то они, зачастую, даже выставляют наличие того или иного сертификата из числа добровольных в качестве условия заключения контракта. Добровольная сертификация – мощный маркетинговый инструмент, так как во многих системах добровольной сертификации предусмотрено использование сертификата в рекламных целях. Любое предприятие контактирует с банками. Известно, что частные банки с большим доверием относятся к сертифицированным организациям, чем к несертифицированным. Наличие добровольного сертификата может быть вставлено в качестве условия участия в тендере или конкурсе качества, независимо от того, проводит ли его государство или какая-либо частная ассоциация.
Хотя в России можно найти предостаточно случаев неудачной сертификации, в мире есть примеры, когда работа с внедрением стандартов, что подразумевается сертификацией, оказывала решающее влияние на конкурентную борьбу. Противостояние General Motors и Ford в США, в 20-е годы, закончилось поражением Ford как раз из-за этого. Ford – не сводил свои методы в систему, а его противники сделали ставку на СМК, в результате чего General Motors стала выпускать несколько моделей автомобиля, настолько клиентоориентированных, что покупатель мог выбрать кузов под цвет глаз или одежды. Ford, со своей единственной моделью, быстро потерял 45% рынка, завоеванных ранее. Добровольная сертификация помогает организации оставаться конкурентоспособной.
Добавить комментарий