Планы по качеству
Источник: данная статья представляет собой перевод оригинальной статьи «Quality Plans» с сайта Американского общества качества (ASQ – American Society for Quality, – ред.). На сайте Общества говорится, что оно является «глобальным объединением профессионалов по качеству, созданным для обмена идеями и знаниями». Несмотря на этноним «американская» в названии, ASQ имеет большое число представительств в разных странах и объединяет специалистов из более чем 140 стран мира.
План по качеству – это документ, или несколько документов, которые вместе формируют свод стандартов качества, практик, ресурсов, спецификаций, инструкций, которые применяются к конкретному продукту, услуге, проекту или контракту. Планы по качеству должны содержать:
- цели, которых предполагается добиться (например, характеристики или спецификации, требования по унификации, результативности, органолептические свойства, цикл обработки, требования к утилизации, выходы и так далее;
- шаги в процессах, которые формируют операционные практики и процедуры организации;
- разграничение сфер ответственности, полномочия, ресурсы на разных этапах реализации процесса или проекта;
- списки документированных стандартов, практик, процедур и инструкций, которые должны быть применены;
- применяющиеся подходящие методы испытаний и инспекций, программы аудита различных стадий работы;
- документированные процедуры по внесению изменений модификаций в план по качеству;
- методы измерения того, достигнуты ли цели в области качества;
- другие действия, которые необходимы для выполнения требований.
На самом общем стратегическом уровне цели в области качества и планы должны быть интегрированы в общие стратегические планы развития предприятия. Каждая отдельная функция реализуется ее собственным наиболее эффективным способом, чтобы вносить свой вклад в достижение единых стратегических целей и задач на общеорганизационном уровне. На тактическом низовом уровне план по качеству берет на себя роль непосредственного предметного плана действий. Подобные планы могут принимать множество различных форм в зависимости от результатов, которые организация стремится получить. В частности, план по качеству может быть составлен из разнотипных документов, для наиболее эффективного достижения стоящих целей. Приведем в качестве примера организацию, которая специализируется на обработке металлических комплектующих. Ее план по качеству включает применяемые процедуры, описывающие методы производства и разграничение ответственности, стандарты мастерства, допустимые показатели допусков, описания стандартов сырья и так далее. Все эти данные могут быть представлены в виде разных документов. Еще более изменчивые данные стоит заносить в заказ-наряды по отдельным клиентам, их иногда еще называют ведомости на партию. Заказ-наряды регулируют настройки производственного оборудования и допуски, операции, которые необходимо осуществить, испытания, необходимые инспекционные проверки, обращение с продукцией, ее хранение, упаковка, этапы поставки клиенту.
На операционном уровне план по качеству переводит требования потребителя в описание действий, которые нужно совершить, чтобы получить желаемый результат. Он дополняет эту информацию описанием процедур, стандартов, практик и протоколов, которые дают возможность точнее понять, что необходимо и как требуемые действия должны быть выполнены. Если принимается «план управления» (control plan, – ред.), то в нем можно зафиксировать допуски, параметры испытаний, критерии приемки. Хотя терминология может отличаться от компании к компании, основные понятия везде одни и те же и в сервисных, и в других типах организаций.
Введение в действие и документирование планов по качеству
Планы по качеству складываются из задействованных в работе политик в области качества (связанных с общими стратегическими планами организации) и документов законодательного регулирования, стандартов отрасли, организационных политик и процедур, руководством для внутреннего употребления, сводов «лучших практик» для реализации требований потребителей к продукту или услугам. Планы по качеству стратегического уровня создаются и вводятся в действие в процессе стратегического планирования. Эти всеохватные планы становятся руководством по вспомогательным планам в отдельных функциях или отделах организации. Где необходимо, каждый хозяин процесса или руководитель департамента может ввести в действие план по качеству операционального уровня, основанный на «большом» плане. Операциональные планы обычно создают на этапе планирования производства в отдельной функции. Поэтому такие документы обычно содержат чертежи, копии документов по заказам клиентов, ссылки на релевантные стандарты, описания практик и процедуры, рабочие инструкции и на всевозможные виды документов с информацией о деталях по производству конкретных товаров или услуг. При производстве продукции или услуг к документам планирования можно присовокупить документацию инспекционных проверок, карты статистического контроля, копии документов поставки и затребованные клиентами сертификаты. По ходу реализации процессов планы из документов превращаются в записи. В полностью автоматизированной производственной системе все перечисленные документы обычно могут быть хорошо в интерактивной форме представлены при помощи мониторов на рабочих местах операторов и в «моменты проверки» (control point, – ред.). Формы наглядного представления становятся записями, когда операторы, инспекторы, грузоотправители и другие заполняют предложенные компьютером графы. Полный набор метрик, составленных с использованием структурирования функции качества, может войти в план по качеству как его важная составная часть. Задача QFD состоит в том, чтобы зафиксировать и учесть в работе требования потребителей и другие требования в организации. Документирование планов по качеству может иметь множество положительных сторон для организации.
- Обеспечение соответствия требованиям потребителей.
- Обеспечения соответствия внешним и внутренним стандартам и установленным процессам.
- Обеспечение прослеживаемости.
- Планы по качеству снабжают объективными свидетельствами совершения действий.
- Планы по качеству предоставляют входные данные для организации обучения.
- Вместе с другими планами по проектам, продуктам и услугам организации планы по качеству предоставляют базис для оценки эффективности и результативности системы менеджмента качества (СМК, – ред.).
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий