Планы по качеству

Источник: данная статья представляет собой перевод оригинальной статьи «Quality Plans» с сайта Американского общества качества (ASQ – American Society for Quality, – ред.). На сайте Общества говорится, что оно является «глобальным объединением профессионалов по качеству, созданным для обмена идеями и знаниями». Несмотря на этноним «американская» в названии, ASQ имеет большое число представительств в разных странах и объединяет специалистов из более чем 140 стран мира.

План по качеству – это документ, или несколько документов, которые вместе формируют свод стандартов качества, практик, ресурсов, спецификаций, инструкций, которые применяются к конкретному продукту, услуге, проекту или контракту. Планы по качеству должны содержать:

  • цели, которых предполагается добиться (например, характеристики или спецификации, требования по унификации, результативности, органолептические свойства, цикл обработки, требования к утилизации, выходы и так далее;
  • шаги в процессах, которые формируют операционные практики и процедуры организации;
  • разграничение сфер ответственности, полномочия, ресурсы на разных этапах реализации процесса или проекта;
  • списки документированных стандартов, практик, процедур и инструкций, которые должны быть применены;
  • применяющиеся подходящие методы испытаний и инспекций, программы аудита различных стадий работы;
  • документированные процедуры по внесению изменений модификаций в план по качеству;
  • методы измерения того, достигнуты ли цели в области качества;
  • другие действия, которые необходимы для выполнения требований.

На самом общем стратегическом уровне цели в области качества и планы должны быть интегрированы в общие стратегические планы развития предприятия. Каждая отдельная функция реализуется ее собственным наиболее эффективным способом, чтобы вносить свой вклад в достижение единых стратегических целей и задач на общеорганизационном уровне. На тактическом низовом уровне план по качеству берет на себя роль непосредственного предметного плана действий. Подобные планы могут принимать множество различных форм в зависимости от результатов, которые организация стремится получить. В частности, план по качеству может быть составлен из разнотипных документов, для наиболее эффективного достижения стоящих целей. Приведем в качестве примера организацию, которая специализируется на обработке металлических комплектующих. Ее план по качеству включает применяемые процедуры, описывающие методы производства и разграничение ответственности, стандарты мастерства, допустимые показатели допусков, описания стандартов сырья и так далее. Все эти данные могут быть представлены в виде разных документов. Еще более изменчивые данные стоит заносить в заказ-наряды по отдельным клиентам, их иногда еще называют ведомости на партию. Заказ-наряды регулируют настройки производственного оборудования и допуски, операции, которые необходимо осуществить, испытания, необходимые инспекционные проверки, обращение с продукцией, ее хранение, упаковка, этапы поставки клиенту.

На операционном уровне план по качеству переводит требования потребителя в описание действий, которые нужно совершить, чтобы получить желаемый результат. Он дополняет эту информацию описанием процедур, стандартов, практик и протоколов, которые дают возможность точнее понять, что необходимо и как требуемые действия должны быть выполнены. Если принимается «план управления» (control plan, – ред.), то в нем можно зафиксировать допуски, параметры испытаний, критерии приемки. Хотя терминология может отличаться от компании к компании, основные понятия везде одни и те же и в сервисных, и в других типах организаций.

Введение в действие и документирование планов по качеству

Планы по качеству складываются из задействованных в работе политик в области качества (связанных с общими стратегическими планами организации) и документов законодательного регулирования, стандартов отрасли, организационных политик и процедур, руководством для внутреннего употребления, сводов «лучших практик» для реализации требований потребителей к продукту или услугам. Планы по качеству стратегического уровня создаются и вводятся в действие в процессе стратегического планирования. Эти всеохватные планы становятся руководством по вспомогательным планам в отдельных функциях или отделах организации. Где необходимо, каждый хозяин процесса или руководитель департамента может ввести в действие план по качеству операционального уровня, основанный на «большом» плане. Операциональные планы обычно создают на этапе планирования производства в отдельной функции. Поэтому такие документы обычно содержат чертежи, копии документов по заказам клиентов, ссылки на релевантные стандарты, описания практик и процедуры, рабочие инструкции и на всевозможные виды документов с информацией о деталях по производству конкретных товаров или услуг. При производстве продукции или услуг к документам планирования можно присовокупить документацию инспекционных проверок, карты статистического контроля, копии документов поставки и затребованные клиентами сертификаты. По ходу реализации процессов планы из документов превращаются в записи. В полностью автоматизированной производственной системе все перечисленные документы обычно могут быть хорошо в интерактивной форме представлены при помощи мониторов на рабочих местах операторов и в «моменты проверки» (control point, – ред.). Формы наглядного представления становятся записями, когда операторы, инспекторы, грузоотправители и другие заполняют предложенные компьютером графы. Полный набор метрик, составленных с использованием структурирования функции качества, может войти в план по качеству как его важная составная часть. Задача QFD состоит в том, чтобы зафиксировать и учесть в работе требования потребителей и другие требования в организации. Документирование планов по качеству может иметь множество положительных сторон для организации.

  1. Обеспечение соответствия требованиям потребителей.
  2. Обеспечения соответствия внешним и внутренним стандартам и установленным процессам.
  3. Обеспечение прослеживаемости.
  4. Планы по качеству снабжают объективными свидетельствами совершения действий.
  5. Планы по качеству предоставляют входные данные для организации обучения.
  6. Вместе с другими планами по проектам, продуктам и услугам организации планы по качеству предоставляют базис для оценки эффективности и результативности системы менеджмента качества (СМК, – ред.).

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: