Оценка надежности системы энергоснабжения Кировской области
Кировская система электроснабжения изначально формировалась бессистемно, что привело к образованию дефицита энергоресурсов в центральной части региона. Сегодня от 30 до 60% мощностей эти территории получают посредством подстанции Вятка ПС 500 кВ через системы сборных шин 220 кВ. Энергетическая безопасность центральной части области обеспечена в недостаточной мере. Это видно на некоторых показательных примерах. Так, в находящихся на балансе «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» 202 ПС 35-110 кВ и 77 ПС 35-110 кВ отсутствуют дублеры (Вторые, — ред.) трансформаторы, а некоторые ПС 35-110 кВ питаются по одной электрической линии (Тупиковые, — ред.). Внешняя схема энергообеспечения центра Кировской области осуществляется через воздушные линии (Двухцепные, Тупиковые, — ред.) мощностью 110 кВ, которые отходят от шин 2-х ПС (ПС 220 Кв «Киров» и ОРУ 110 Кв Кировской ТЭЦ). Это не может эффективно обеспечить надежность бесперебойного энергоснабжения региона. В этой системе нет секционных выключателей 110 кВ, что вынуждает в экстренных аварийных случаях, а также при переключениях в оперативном режиме, оставлять без электричества большое количество потребителей региона.
Второй существенной причиной, влияющей на стабильную устойчивость энергетической системы Кировской области, является недостаток мощностей (Трансформаторных) на функционирующих ПС 35-110 кВ. Их дефицит ведет к проблемам энергоснабжения центральной части региона, в том числе и г. Кирова. Сегодня 50% подобных ПС не в состоянии подключить новых потребителей. Для удовлетворения энергетических потребностей региону необходимо строительство новых и модернизация старых инфраструктурных энергетических объектов.
Серьезной проблемой, касающейся также всей российской энергетической инфраструктуры, является высокая амортизация основных средств. Кировская область не исключение – износ фондов в ней составляет почти три четверти. Основная линия электропередач 35-110 кВ, протяженностью 39 км, базовая для г. Кирова, эксплуатируется с 1960 года и давно требует реконструкции. В регионе большое количество электросетей 0,4-10 кВ. Большинство из них давно самортизированы. Средства на реновацию этого оборудования минимальны и не в состоянии решить проблему их модернизации. Именно поэтому в Кировской области необходима программа по реконструкции, восстановлению и ремонту инфраструктурных энергообъектов, у которых полностью истек срок эксплуатации.
Для кардинального улучшения системы энергоснабжения региона необходимо стабильное финансирование инвестиционных проектов в этой сфере. Существует областная программа, которая предполагает обновление основных фондов энергетического хозяйства, но не все ее позиции реализуются в срок. Строительство новых инфраструктурных энергетических объектов переносятся на последующие годы, а многие из них получают недостаточные, отличные от запланированных, объемы денежных средств. Это не позволяет в должной мере провести их реконструкцию. Именно поэтому выполнение пятилетней энергетической программы до 2017 года, принятой правительством Кировской области, отстает от удовлетворения потребностей региона в электроэнергии. Так в регионе перенесены на более поздние сроки исполнения следующие инфраструктурные энергообъекты: ввод в действие воздушной линии 110 кВ по маршруту Вятка – Чижи, подстанции (ПС 110-35-10 Кв, — ред.), расположенной в населенном пункте Урванцево, а также модернизации воздушной линии 110 кВ, проходящей от Вятка через ДВП к г. Чижи. Управление Кировэнерго, озабоченное этой проблемой, направило соответствующие письма областному правительству.
Тем не менее, в Кировской области в 2012-2013 годах были начаты проекты в рамках энергетической инвестиционной программы. Она включала в себя:
- Возведение воздушной линии 110 кВ в двух направлениях от ТЭЦ-3: до Чепецка и Вятки.
- Полная реконструкция воздушной линии 110 кВ, проходящей от ТЭЦ-3 до главных понизительных подстанций: ГПП-1 и ГПП-2.
- Модернизация второй очереди (2 этап, — ред.) подстанции (ПС, — ред.) ССК.
Выполнение этих объектов находилось под контролем российского правительства и осуществлялось в соответствии с регламентом, установленным нормативными государственными документами. Их реализация проводилась в рамках инвестиционных проектов компании «Холдинг МРСК». Контроль над строительством энергетической инфраструктуры региона был за региональным, а именно Западно-Уральским подразделением Ростехнадзора.
В Кировской области большой объем давно самортизированного энергоимущества, находящегося на балансе различных муниципалитетов. В местных бюджетах на его модернизацию не хватает финансирования. Все эти основные фонды необходимо передавать специализированным энергохозяйствам для последующего их восстановления. Специалисты Кировэнерго, согласно планам, проводят оценку муниципальных энергообъектов и предоставляют соответствующей комиссии рекомендации по их дальнейшей судьбе.
Существует еще одна серьезная региональная проблема, непосредственно касающаяся надежности системы электроснабжения в Кировской области. Она требует особого контроля со стороны эксплуатирующих и надзорных организаций. Это увеличение площади и расчистка территорий(просеки) под новые и уже действующие ЛЭП 0,4-110 кВ. Зачастую размеры и состояние этих площадей не соответствует проектным нормам. Каждый квартал Кировэнерго проводит мониторинг по этой проблеме. Управление оценивает все полученные данные по состоянию просек и рассматривает их с точки зрения соответствия нормативным требованиям. Основной компанией, занимающейся решением всех этих вопросов в Кировской области, является одно из подразделений Кировэнерго – «МРСК Центра и Приволжья».
Таким образом, в целях обеспечения надежности и безопасности объектов энергетической инфраструктуры, а также ее соответствия потребностям региона, необходимо, прежде всего, комплексная оценка энергохозяйства, его оптимизация и модернизация при соответствующем финансировании.
Добавить комментарий