Особенности внедрения системы экологического менеджмента по ISO 14001 в аэропорту
Источник: статья принадлежит перу специалиста по экологическому менеджменту Джона Нолана. Джон работает приглашенным лектором в британском институте ILM (Institute of Leaders and Managers, – ред.), имеет аккредитацию на деятельность в сфере применения Prince 2 (стандарт в области управления проектами, – ред.) в области хранения данных и электроники. Дипломированный инженер, имеет 15-летний опыт работы в области создания и управления системами менеджмента.
Современные аэропорты можно назвать «высокорисковыми» организациями, которые, вдобавок, оказывают большое влияние на окружающую среду. Стоит ли удивляться, что они являются предметом особого интереса и давления некоторых общественных групп и правительства, стремящихся во многих странах сократить экологический след аэропортов. ISO 14001:2015 – очевидный выбор, когда речь идет об управлении и контроле деятельности. Не удивительно, что экологическое давление на аэропорты выливается в требование к ним пройти сертификацию именно по этому стандарту – ISO 14001:2015. Например, с недавних пор подтверждение соответствия ISO 14001 является обязательным внешним требованием, которое выдвигается для небольших аэропортов Великобритании. В данном практическом исследовании мы выделим ключевые моменты в процессе внедрения СЭМ в аэропорту и связанные с этими элементами выгоды для организаций.
ISO 14001. Особенности внедрения в аэропорту
Мы приняли участие в проекте внедрения ISO 14001 в аэропорту. С самого начала обнаружилось несколько особенностей, с которыми сталкиваешься именно в этом типе организаций. Внедрение стандарта в аэропорту, как мы убедились, характеризуется большим размахом и сложностью экологических мероприятий, большим объемом работы и необходимостью координации большого количества заинтересованных сторон для достижения целей. Как и в любой другой организации, для соответствия ISO 14001 аэропорту нужно удовлетворить все те же требования, которые не зависят от отрасли. Разница в том, что некоторым элементам стандарта, имея дело с аэропортом, надо уделять особенно пристальное внимание. На этом стоит остановиться поподробнее.
- Среда организации. В статье «Определение среды организации в соответствии с ISO 14001:2015» мы уже рассмотрели во всех подробностях новые требования стандарта в этом разделе. Как определить среду вашей организации и как идентифицировать потребности заинтересованных сторон – это мы рассматривали в другом материале – «Как идентифицировать заинтересованные стороны по стандарту ISO 14001?». Сложная задача. Чтобы удовлетворить требования ISO 14001 в этом разделе вы должны определить «область распространения» вашей СЭМ, чтобы сделать это, следует идентифицировать заинтересованные стороны, к которым могут относиться сотрудники, местное сообщество вокруг производственных объектов, местный бизнес, федеральное и региональное правительства, штат вашей организации и подрядчики в стране и за рубежом, клиенты. На практике часто требуется провести несколько встреч с заинтересованными лицами. При их участии удается, наконец, сформулировать область распространения СЭМ и среду организации.
- Контроль экологического законодательства. Для нашего случая внедрения ISO 14001 было ключевой задачей удовлетворение обязательных экологических требований. В принципе, выполнение требований экологического законодательства важно для любой СЭМ, но отслеживание изменений в законах имеет особое значение в таком жестко регулированном бизнесе, как воздушные перевозки. В случае аэропорта, с которым работали мы, было принято решение нанять специального менеджера, ответственного за соответствие законодательства. Впрочем, в ее функции входило не только изучение изменений в законах, но и поддержание связи с акционерами, авиаперевозчиками, правительством и экологическими учреждениями. Это было необходимо для того, чтобы удостовериться в применимости законодательных изменений и в отсутствии отрицательных последствий для заинтересованных лиц.
- Идентификация экологических аспектов. В нашей статье «ISO 14001:2015: как установить критерии для оценки экологических аспектов» мы уже рассказывали об экологических аспектах и их оценке. Если говорить о специфике аэропорта, то многие значимые экологические аспекты у него будут те же, что и в любом другом бизнесе. Вместе с тем, имеются уникальные для отрасли аспекты: от массового использования авиатоплива до большого количества продовольственной продукции и отходов, ежедневно потребляемых и производимых в терминалах аэропортов. Прибавьте к этому исключительный расход воды и прожорливую систему коммунального хозяйства. Что там говорить, в аэропортах экологические аспекты повсюду! В случае аэропорта, которому внедрять ISO 14001 помогали мы, должность звучала «менеджер по сокращению энергопотребления». В обязанности сотрудника входили контакты со всеми заинтересованными сторонами, включая перевозчиков, рестораны на территории аэропорта, на предмет сокращения из месяца в месяц потребления ресурсов. От установки энергоэффективного освещения до датчиков в терминалах, от работы с авиаперевозчиками по уменьшению простоя самолетов до использования ресторанами перерабатываемой упаковки, – менеджер по сокращению энергопотребления из месяца в месяц анализирует и улучшает ситуацию с потреблением ресурсов, работая с заинтересованными лицами.
- Обеспечение соответствия требованиям по компетентности и осведомленности и поддержка соответствия. В проекте внедрения СЭМ аэропорта, участие в котором приняли мы, данный вопрос стал настоящим вызовом. Было принято решение распространять по организации ежемесячный бюллетень по экологическим вопросам. Руководство инициировало регулярные брифинги с персоналом, а поставщиков попросили регулярно расписываться, удостоверяя факт распространения важной для функционирования и улучшения СЭМ экологической информации среди своих сотрудников. Для этой цели было решено использовать технологии электронных подписей. С одной стороны, как понятно, с подписью и ответственностью были связаны существенные вызовы, с другой – этот процесс превратил элементы СЭМ в атрибут ежедневной деятельности как сотрудников и руководителей самого аэропорта, так и подрядчиков. Электронные подписи превратили процессы и требования СЭМ в нечто, чем нельзя пренебрегать и что нужно держать на контроле. В свою очередь это дало возможность обеспечить нужный уровень компетентности и осведомленности и поддерживать его. Читайте больше об этом в статье «Компетентность и осведомленность ISO 14001: почему они важны в СЭМ?».
Оперативное управление и реагирование на чрезвычайные ситуации. Внедрение в аэропорту требований ISO 14001 к оперативному управлению принесло организации позитивные изменения, в частности, стоит особо отметить улучшение внутренних процессов, более успешное достижение целей и повышение управляемости процессов, переданных на аутсорсинг. Реагирование на чрезвычайные ситуации – тоже очень важный для аэропортов аспект. Мы были свидетелями, как внедрение этих требований в аэропорту повысило контроль над ситуацией. Больше о соответствии законодательным требованиям можно узнать в нашей статье «Как удовлетворить требования по реагированию на чрезвычайные ситуации из ISO 14001:2015».
Как обеспечить получение аэропортом преимуществ, связанных с внедрением ISO 14001?
В любой СЭМ мониторинг и измерения деятельности – основа. Именно она позволяет гарантировать, что действия, предпринимаемые в рамках СЭМ действительно работают на постоянное улучшение. Это абсолютно верно и для аэропортов. Кстати, а что же наш аэропорт? По результатам внедрения ISO 14001 удалось сократить потребление энергии, а также сократить потребление поставок и продовольственной продукции. Удалось вывести экологию в центр повестки дня организации и интегрировать экологию в корпоративную культуру сотрудников и поставщиков. Большинство организаций рассматривают проект внедрения ISO 14001 под углом затрат, которые пойдут на его реализацию. Что ж, первоначальные затраты в аэропорту оказались очень значительными. Пришлось даже нанимать в штат нескольких новых сотрудников. Но благодаря позитивным изменениям в процессах, проект окупился за 18 месяцев и приносил с этого момента прибыль.
Так как уменьшение отходов обычно связывается с экономией, ни акционеры, ни заинтересованные лица в организациях на территории терминала не составили оппозицию проекту. Напротив, они и сами получили прибыль от внедрения аэропортом СЭМ и стали воспринимать его как успешный. Рост репутации, который принесла с собой сертификация по ISO 14001, заметили топ-менеджмент аэропорта и совет директоров. Им понравился и общественный резонанс, и практические результаты. Они были приятно удивлены, что даже в проекте такого размаха экология и прибыль могут, оказывается, идти рука об руку.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Добавить комментарий