Особенности промышленной безопасности в угольной и нефтяной промышленностях
Современное представления о промышленности и безопасности взаимосвязаны, то есть представить одно без другого невозможно. Коренные изменения последних двух десятилетий повлекли за собой изменения и в сфере обеспечения промышленной безопасности. Особенности и результаты произошедших изменений можно проследить на примере угольной и нефтяной отраслей производства.
Подавляющее большинство предприятий данных секторов экономики находится в частных руках. С одной стороны, форма владения предприятием не должна влиять на обеспечение безопасности на нем. Однако рыночная система заставила внести изменения в сфере технического регулирования, в результате которых деятельность предпринимателей обрела новые свободы возможности. В результате этого многие требования промышленной безопасности были заменены угодными владельцам предприятий техническими регламентами.
Кроме этого, в качестве истины предусматривается модернизация промышленности, которая должна решить вопросы безопасности. Если окунуться в историю, то еще сто лет назад, во время ускоренных темпов развития промышленных предприятий, стало очевидно, что обеспечение безопасности значительно отстает от темпов роста производства.
Примерно то же самое можно сказать и про сегодняшний день: чем больше объем производства, тем больше шансов на возникновение аварии или травмы. В качестве примера можно посмотреть на 90-е годы, когда на объектах угольной и нефтяной промышленности спад наблюдался не только в объемах добываемого сырья, но и в количестве аварий.
В кризисном 2008 году объемы добываемого угля и нефти равнялись объемам полувековой и тридцатилетней давности соответственно. Казалось бы, снижение объемов добычи и прогресс нескольких десятков лет должны были привести к значительному снижению аварийности и травматизма. Однако изменения в управленческой сфере внесли коррективы в кажущуюся логичной ситуацию.
Дело в том, что крупные индустриальные площадки были расчленены на множество мелких субъектов, а новые условия экономической игры привели к жесткой конкуренции между ними. В результате этого, якобы нерентабельные предприятия сошли на нет, а крупные прибыльные – выдвинулись в авангард. В это же время были разрушены налаженные связи управления и администрирования. В итоге пострадало не только техническое состояние объектов, но и снизилась безопасность на них.
Если вновь вернуться к 90-м годам, то в то время, действительно, наблюдался закономерный спад аварийности при сокращении объемов добычи угля и нефти. Но авария – явление сугубо индивидуального плана. Поэтому если рассматривать количество человеческих жизней, ушедших в результате происшествий, то в некоторых случаях оно не зависит от количества аварий. Например, 2007 год отметился снижением аварийности по сравнению с 1997 годом в 2,5 раза, а количество смертельных случаев снизилось лишь на десять.
Следует отметить, что смертельные случаи, как показатели состояния дел в области промышленной безопасности, на сегодняшний день утратили свою значимость. Для этих целей следует использовать другие более объективные параметры и показатели.
Если говорить про добычу угля, то смена собственника и способа управления привели к нестабильному состоянию дел в области обеспечения промышленной безопасности. Нередко увеличению аварийности в определенный промежуток времени способствует несовместимость технико-социальных систем прошлого и настоящего. Для решения сложившейся обстановки нередко прибегают к противоречащим безопасности способам: техническому регулированию, реформированию административной части, снижения экономических воздействий и надзорных мероприятий. Результатом этого являются неуправляемые попытки имеющихся технико-социальных систем с советским отпечатком приспособиться к условиям современного рынка.
О схожести ситуации можно говорить относительно нефтедобывающего комплекса. Отличительной особенностью показателей в области промышленной безопасности в «нефтянке» является то, что снижение аварийности и травматизма тут наблюдается благодаря уходу от технологических операций, представляющих особую опасность для работника. Если конкретизировать, то речь идет о сокращении скважин разведочного и эксплуатационного бурения.
Промышленная безопасность на данный момент времени не в состоянии угнаться за современным рынком, который во главу угла ставит прибыль и рентабельность. Условия экономической игры обрекли промышленную безопасность на постоянный проигрыш и столкновение с препятствиями в виде административных барьеров.
Об ухудшении состояния дел говорят и статистические данные, которые подтверждают отсутствие снижения аварийности и травматизма при имеющемся снижении темпов добычи угля и нефти. О снижении безопасности на объектах добычи угля и нефти говорит также тот факт, что в настоящее время решение вопроса промышленной безопасности происходит с помощью технического регулирования, основной целью которого является внешний товарооборот. Опасность представляет также неизвестность результатов, которых удастся добиться такими методами. Если методы прошлого, связанные с внутренними делами производств, имеют определенную картину и опыт практического применения, то про техническое регулирование такого сказать нельзя.
Результатом этого стало смещение баланса в сторону свободного производства, а не безопасности. А вот вернуть состояние дел в нормальное русло будет довольно затруднительно. Дело в том, что для сокращения травматизма и аварийности потребуется сократить темпы производства. Последнее, в свою очередь, может повлиять на ситуацию в социальной сфере общества.
В данный период времени необходимо, по крайней мере, «притормозить» ситуацию. Обращаться за опытом к советскому периоду развития бессмысленно – нам потребуется построение совершенно нового пути развития и совершенствования промышленной безопасности, отвечающей требованиям современной экономики и общества.
Добавить комментарий