Особенности и роль экипажа при бурении нефтяных скважин на морских месторождениях

Пожалуй, каждому известно, что залежи нефти находятся не только под землей, но и под морским дном. Более полувека назад был открыт первый морской промысел – «Нефтяные камни» в Каспийском море. Сегодня добыча ведется также в других морях.

Чтобы попасть на нефтяную платформу, необходимо воспользоваться вертолетом или морским судном. Попав сюда, сразу понимаешь, что это сооружение является не таким, как кажется издалека.

Платформа представляет собой совокупность двух площадок: на первой расположена сама буровая установка и другое производственное оборудование, а на второй – административные и жилые помещения.

Морские нефтяные платформы могут представлять собой различные конструкции. Главным фактором, влияющим на выбор платформы, являются условия ее эксплуатации. Ведь, к примеру, на северных и южных морях условия совершенно разные. Помимо стационарных платформ, довольно часто применяют платформы полупогружного типа. Их преимущество заключается в относительной простоте и скорости транспортировки в необходимый район. Крепятся они с помощью упирающихся в дно опор.

Немалое подспорье в морском бурении оказывают судна. Ярким примером в морском судостроении данной направленности является «Трансшельф», спущенный на воду в 1987 году. Его основное предназначение связано с передвижением по морю буровых установок самоподъемного типа.

Для того, чтобы затащить платформу на борт этого судна, «Трансшельф» набирает в танки воду и частично погружается под воду. После того, как погрузка завершена, вода откачивается, и корабль может двигаться дальше.

Сегодня нередко бурение производят со специального бурового судна. Для того, чтобы познакомиться с одним из таких кораблей, отправимся на север: сначала в Мурманск, а потом – по морским просторам.

Путь от побережья до цели проходил при постоянно меняющейся погоде – в этой местности такие условия норма. Спустя время, преодолев плотную пелену тумана, нашему взору предстало специализированное буровое судно «Виктор Муравленко», которое, несмотря на «неспокойное» море, замерло на месте. Только потом нам объяснили, что удерживать судно на месте позволяет система динамического позиционирования.

Основная масса экипажа – представители вполне земных профессий: буровики, электрики, машинисты различных агрегатов и установок. Однако, как в любом другом деле, в морском бурении существует своя специфика.

Одна из особенностей морского бурения – необходимость обустройства специальной защитной колонны, простирающейся от бурового судна до дна моря. Называют эту колонну из стальных труб с толщиной стенки в 2 см райзер, а ее назначение – защита бурового инструмента от воздействия морской воды и защита окружающего мира от вероятных загрязнений.

Еще одно устройство, защищающее воды мирового океана от возможных выбросов нефти – превентер, представляющий собой заглушку. В случае непредвиденной ситуации превентер устанавливается в скважину, исключая выброс. Такая необходимость может возникнуть, когда начинается непогода. После окончания шторма, к месту бурения помогут вернуться точнейшие навигационные приборы.

В деле помощи основным буровым операциям немаловажное значение имеет не только высокоточная техника, но и человеческие руки. Основная поддержка людей может быть оказана именно на глубине, например, после неисправности какого-либо датчика.

Находясь на палубе бурового судна, водолазы-глубоководники пребывают примерно в тех же условиях, что и на глубине двух сотен метров. Например, давление в барокамере, в которой они находятся, примерно одинаково с глубинным, а дышать им приходится гелиокислородной смесью. Да и внимание к ним со стороны медицинского персонала особое.

Спуск и подъем водолазов осуществляется с помощью специального купола, открытого снизу. Такая конструкция не позволяет воде попасть под купол. Дыхание и связь с поверхностью происходит по специальному кабелю-шлангу.

Спуск на дно осуществляется в паре. И от понимания друг друга тут зависит не только качество проделываемой работы, но и безопасность обоих водолазов. Общение происходит на уровне жестов и взглядов.

Кажущиеся неторопливые движения рабочих-подводников на самом деле – это выверенные манипуляции, основной целью которых является выполнение поставленной задачи. Поддержку работающим оказывают коллеги и врачи, находящиеся на борту судна.

Наибольшим спросом сегодня пользуются люди такой профессии, как водолазы-осмотрщики. Их деятельность связана не только с осмотром, но и проведением профилактических и ремонтных работ на больших глубинах. Кроме этого, они выполняют подводную фото- и видеосъемку, а также проводят испытания сварных соединений неразрушающими методами контроля. Людей такой редкой профессии обучают в одной из коммерческих школ Лос-Анджелеса.

Процесс обучения составляет две ступени. Чтобы подать заявку на сдачу экзаменов второй ступени, соискателю придется в течение одного года проработать с квалификацией первой ступени, подразумевающей под собой фото- и видеосъемку на морских глубинах. Кроме того, общее время осуществления визуального контроля под водой должно составлять более 30 часов.

Пройдя обучение и сдав экзамены второй ступени, водолаз-осмотрщик получает допуск к самостоятельному производству работ на месторождениях.

Помимо сложности работы на глубине, осмотрщикам приходится иметь дело со сложной техникой и аппаратурой: различные детекторы, установки для контроля и прочее. Поэтому знания и понимание дела – неотъемлемая часть любого водолаза, выполняющего столь специфическую работу. Прибавив к этому отменную физическую форму и состояние здоровья, можно представить какие требования предъявляются людям этой редкой, но интересной работы. Да и доверие, оказываемое им, стоит многого. Например, стоимость буровой платформы с возможностью бурения со стометрового расстояния до дна составляет столько же, сколько стоит танкер грузоподъемностью 200 тыс. тонн. А чем больше рабочая глубина шельфа платформы, тем больше ее стоимость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: