Основы добровольной сертификации

Основные законодательные понятия и определения добровольной сертификации содержатся в ФЗ «О техрегулировании». Если обойтись без юридического языка, добровольная сертификация – это форма подтверждения соответствия стандартам, текстам внутренних нормативных документов предприятия, техническим условиям, положениям договоров, другим нормативам, которая проводится по инициативе самой организации-претендента на документ о соответствии (сертификат, — ред.). Добровольная сертификация может проводиться первой стороной – это, так сказать, «самосертификация», второй стороной – партнером по сделке или, например, «флагманским» предприятием в группе компаний и третьей стороной – органом по сертификации. Это частная компания, которая предоставляет услуги по анализу соответствия клиента стандартам. Выполнять эту роль ей позволяет незаинтересованность в делах организации-объекта проведения сертификации. Кстати, именно из-за того, что орган по сертификации – это всегда независимое и незаинтересованное лицо, сертификацию третьей стороной принято считать наиболее надежной. Впрочем, в мировой практике есть множество промежуточных вариантов, например, когда сертификация проводится экспертами самого предприятия, но чужими методами, по процедуре, которая апробирована в другой организации.

Методы и процедуры, которые применяет субъект сертификации по отношению к объекту, в теории этой области деятельности называются схемы. В каждой системе добровольной сертификации может быть одна или несколько оригинальных схем сертификации, созданных частными, независимыми от государства разработчиками. При добровольной сертификации, предприятие-заказчик этой услуги, вправе обсуждать схему в органе по сертификации, в который оно обратилось. Другой особенностью добровольной сертификации является то, что претендент на сертификат может сам выбрать документ, на соответствие с которым его будут проверять. Таким образом, добровольное подтверждение соответствия характеризуется тем, что заявитель, то есть, компания-претендент на сертификат играет в нем более активную и деятельную роль, чем это бывает при обязательной сертификации.

Среди экспертного сообщества очень распространена мысль, что добровольная сертификация должна доминировать над обязательной, так как она обходится почти без участия государства, а это избавляет бизнес от разорительных проволочек, которые неразрывно связаны с привлечением официальных должностных лиц. Сегодня соотношение обязательной и добровольной сертификации в мире выглядит следующим образом: в развивающихся странах поле добровольного подтверждения соответствия – достаточно узкое, в развитых странах, напротив, область обязательной сертификации ничтожна, и добровольная распространена почти повсеместно. Россия стремится к развитию добровольной сертификации. По последним данным, в нашей стране промежуточная ситуация – поле обязательной сертификации составляет 40% от всей работы по оценке соответствия. С другой стороны, есть и негативные точки зрения на роль «саморегулируемой» сертификации. Например, в США (добровольная сертификация в США, смотреть здесь, — ред.) ряд специалистов по теме указывают на сильный рост процента некачественных продовольственных продуктов и даже предсказывают возвращение обязательной сертификации в связи с этим  (Подробнее о проблемах добровольной сертификации смотрите здесь, — ред.).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: