Основные требования стандарта ISO 9001:2008 для обеспечения качества медицинских услуг

Как и в большинстве крупных отраслей экономики, в сфере медицинских услуг кроме универсального и спланированного таким образом, чтобы подходить к любой отрасли стандарта ISO 9001, есть свои специальные требования к СМК (Системы менеджмента качества, — ред.). Для производства медицинского оборудования существует стандарт ISO 13485, для клиник, поликлиник и вообще для организаций и компаний, которые предлагают лечебные услуги действует IWA 1 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в организациях здравоохранения». Но это вовсе не означает, что требования ISO 9001 хуже или недостаточны для создания системы менеджмента и повышения качества, улучшения работы. Правильнее сказать, что отраслевые стандарты уточняют и детализируют то, что уже написано в ISO 9001. Можно сказать, утвердительно, что, имея СМК даже только по обобщенному стандарту ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, — ред.) можно эффективно систематизировать и направлять работу любого медицинского учреждения.

Есть и практические примеры в подтверждение такой точки зрения. Журнал «Стандартизация» пишет о проводившемся в 2000-х годах внедрении СМК в Поликлинике №3, которая обслуживает госслужащих и членов их семей. Все началось с инициативы Главного медицинского Управления делами президента. Применяли российский перевод ISO 9001 – ГОСТ Р ИСО 9001 в сочетании с IWA 1. В материале журнала «Стандартизация» отмечено, что внедрение прошло успешно. Оно «показало свою высокую эффективность с точки зрения роста показателей профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационновосстановительной работы, удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, мотивации сотрудников». В рамках большого проекта создания СМК, был создан комплекс документации, которая стала, затем, циркулировать в поликлинике и повышать эффективность работы, были подготовлены анкеты и проведено анкетирование среди сотрудников для идентификации проблем. Основное содержание вопросников было направлено на то, чтобы понять, насколько сотрудники довольны своей работой и какие проблемы в этой сфере существуют. Наконец, лечебное учреждение выработало и утвердило свои Политику и Цели в области качества. Поликлиника даже приняла участие в конкурсе на соискание Премии правительства Российской Федерации.

В заключении вспомним еще некоторые полезные международные стандарты, которые могут пригодиться в сфере медицины. ISO/TR 14969 освещает вопрос о том, как именно создавать СМК на основе ISO 9001 в медучреждениях. ISO 14971 рассказывает о применении риск-менеджмента к отрасли. Это тем более актуально в свете недавнего появления в ISO 9001:2015 требований об оценке рисков. В органе по стандартизации Евросоюза CEN принято свое руководство, толкующее применение ISO 9001 к организациям здравоохранения. Мы имеем в виду документ CEN/TR 15592.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: