Основные показатели и параметры функционирования системы промышленной безопасности опасных производственных объектов

Промышленная безопасность (ПБ, — ред.) опасных производственных объектов в Российской Федерации регулируется не только федеральным законодательством, но и многочисленными нормативными регламентами, в том числе разработанными специально для каждой из отраслей отечественной промышленности. Сегодня, если организация, эксплуатирующая ОПО (Опасные производственные объекты, — ред.) строго выполняет все требования и правила в части промышленной безопасности, то вероятность возникновения на них аварий, чрезвычайных технических инцидентов и несчастных случаев, в том числе повлекших за собой смертельный исход, сводится к минимуму.

В период индустриализации, когда интенсификация производства являлась приоритетной задачей, проблемы безопасности, если не игнорировались, то, по крайней мере, им уделялось недостаточно внимания. Это приводило не только к техническим катастрофам и авариям на ОПО, но и к неквалифицированным действиям, зачастую абсолютно дилетантским, во время локализации опасностей и ликвидации их последствий.

В 80-е годы в этой сфере деятельности наконец-то стали появляться первые нормативные документы. Первым, наиболее значимым из них стала Директива Европейского сообщества от 24.06.82, касающаяся предупреждения техногенных аварий на опасных производствах. Через 10 лет, 17.03.92 года, появилась на свет Конвенция о трансграничном воздействии аварий на крупных промышленных объектах.

При разработке в Российской Федерации своего отечественного Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятого в 1997 году, в его основу легли основные принципы как раз этих 2-х фундаментальных международных документов. Они, в частности, следующие:

  1. Формирование системы показателей в части отнесения производственных объектов к категории «опасных».
  2. Анализ и оценка степени опасности конкретного производственного объекта.
  3. Разработка программы, предусматривающей в сфере обеспечения промышленной безопасности организационные и технические мероприятия.
  4. Определение процедуры информирования соответствующих государственных органов, в том числе надзорных, а также общественности о риске возникновения технических аварий на опасных промышленных производствах.
  5. Процедура и регламент проведения экспертизы промышленной безопасности ОПО.
  6. Порядок подготовки и подачи декларации промышленной безопасности (ДПБ, — ред.) для объектов, являющихся наиболее опасными с точки зрения безопасности.
  7. Организация расследования причин чрезвычайных происшествий, техногенных аварий и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также процедура их учета и архивирования.
  8. Формирование комплексных программ по ликвидации всех видов аварий и их последствий.
  9. Порядок аттестации работников, работающих на ОПО и соответствующие требования к ней.
  10. Действия сотрудников опасных производственных объектов в момент аварии или технического инцидента.
  11. Создание системы контроля за квалификацией персонала, эксплуатирующего ОПО.
  12. Порядок и процедура страхования гражданской ответственности за причинение вреда гражданам (в том числе в зоне происшествия) и экологии региона.
  13. Система федерального надзора и контроля над соблюдением на опасном производственном объекте требований промышленной безопасности.
  14. Административная и уголовная ответственность предприятий и физических лиц, эксплуатирующих ОПО, в случае нарушения ими правил промышленной безопасности.

Подготовка к ФЗ № 116, началась задолго до его принятия в 1997 году. Еще в 1991 году была создана специальная группа, которая состояла из представителей федеральных надзорных структур, в том числе из Ростехнадзора (ранее Госгортехнадзора), депутатов Государственной Думы из профильных комитетов, а также представителей Научно-технического центра «Промышленная безопасность», министерства по чрезвычайным ситуациям РФ (МЧС, — ред.), юристов из МГУ им М.В. Ломоносова и других специалистов.

Законодательство в сфере промышленной безопасности формировалось поэтапно. В начале разрабатывался нормативный регламент, регулирующий отношения в области ПБ всех предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, кроме связанных с радиоактивными веществами. За эти 6 лет в преддверии основного федерального закона в области промышленной безопасности были приняты нормативные документы, которые непосредственно касались его реализации. Как правило, это были тоже федеральные законы в сфере защиты населения от последствий аварий, охраны труда, пожарной безопасности и др. После принятия в 1997 году ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» специалистам в этой области стало понятно, что пакет документов, принятых за последние 6 лет, вполне достаточен для того, чтобы при их строгом выполнении на ОПО обеспечить последним полноценную безопасность. Для предприятий особой, повышенной опасности предполагалось дополнительное исполнение норм и правил промышленной безопасности, некоторые из которых предстояло еще разработать и утвердить.

Следующим этапом совершенствования нормативной базы промышленной безопасности являлась работа по исключению из российского законодательства дублирования регламентов и требований. При подготовке ФЗ № 116, возникали и проблемы. Одной из них, например, стало разработка показателей, которые качественно характеризуют степень опасности того или иного производственного объекта. Также нужно было отрегулировать основные понятия и логику законопроекта и привести их в соответствии с Конституцией РФ. Дело в том, что в ней не существует такого термина, как «промышленная безопасность». Поэтому изначально было принято решение об увязке федерального закона со ст.72 Российской Конституции, где речь идет об экологической безопасности на федеральном и региональном уровне. Но, в конечном итоге, решили остановиться на ст. 71, которая формирует принципы отношений в этой сфере исключительно на федеральном уровне.

В настоящее время законодательство в области промышленной безопасности постоянно изменяется и дополняется. Это, главным образом, связано с тем, на ОПО появляются новые технологии и оборудование, которые влекут за собой новые опасности – а к ним нужно быть всегда готовыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: