Основные ошибки, допускаемые в процессе декларирования промышленной безопасности (ДПБ)
Необходимость составления декларации промышленной безопасности закреплена на законодательном уровне с 1997 года.
Разработка декларации промышленной безопасности включает в себя следующие мероприятия: идентификацию опасности и оценку риска аварийных ситуаций; оценку полноты мероприятий, принятых для снижения вероятности наступления аварий; подготовку мероприятий, позволяющих снизить масштабы последствий аварийных ситуаций.
Рост экономики увеличивает значимость составления деклараций и оценки риска аварий по следующим причинам:
- необходимость учета критериев возникновения опасности при внедрении новейших устройств;
- необходимость защиты людей от аварий крупных масштабов;
- определение приоритетных направлений при распределении ресурсов, обеспечивающих безопасность производств;
- осуществление пропаганды среди населения, обеспокоенных близостью опасных производств.
Несмотря на имеющийся опыт декларирования промышленной безопасности, этот вид деятельности не лишен определенных недостатков.
Данные постоянно проводимого мониторинга говорят о том, что нередко встречаются различного рода несоответствия разрабатываемых деклараций требованиям промышленной безопасности. Причинами этого являются недостаточная компетентность экспертов, осуществляющих оценку риска, а также несоблюдение основных нормативных документов, устанавливающих порядок декларирования.
Результатом этого может стать подрыв авторитетной составляющей процесса и задач декларирования. Кроме того, пренебрежение требованиями декларирования нередко приводит к удивлению руководителей опасных объектов, которые не замечают изменения состояния защищенности вверенных им производств после осуществляемых мероприятий для повышения уровня промышленной безопасности.
С целью выявления самых распространенных ошибок, допускаемых разработчиками деклараций промышленной безопасности, были проанализированы тексты и заключения по ним.
За основу правильности суждений, изложенных в декларациях, были взяты требования ПБ 03-314—99, в которых указано, что при разработке деклараций следует обращать внимание на следующие моменты:
- обоснованность используемых моделей и принятых на вооружение способов расчета;
- точность и корректность результатов расчетов, а также учет полного перечня параметров, влияющих на результат расчетов;
- возможность осуществления сценариев развития аварийных ситуаций и вероятность распространения последствий за границу охранной зоны.
Оценка качества деклараций осуществлялась исходя из следующих требований:
- логичность при сопоставлении исходных данных и результатов оценки риска;
- насыщенность и правдивость показателей риска;
- соответствие полученных результатов требованиям промышленной безопасности;
- наличие или отсутствие предложений, вытекающих из осуществленного анализа риска.
Необходимо сказать, что в большинстве деклараций масштабность последствий от аварийных ситуаций определена достаточно точно, а наибольшее количество ошибок связано с оценкой риска аварийных ситуаций.
Оценка качества деклараций осуществлялась по 5-тибальной системе. В результате выяснилось, что в категории текстов «добыча нефти и газа» большинство текстов неудовлетворительны. Причиной этого, чаще всего, является некомпетентность экспертных бюро. Следует сказать, что всего лишь 18 процентов экспертных организаций имеют аккредитацию в области экспертизы декларации промышленной безопасности. Это говорит о том, что в процессе экспертизы деклараций, чаще всего, принимают участие «специалисты» без соответствующей квалификации.
Наблюдаются также случаи присутствия в качестве экспертных лиц, сотрудников, принимавших непосредственное участие в разработке деклараций, что является прямым нарушением требований безопасности.
Нередко можно встретить противоречия и логические неточности, которые не только не позволяют осуществить комплексную оценку риска аварий, но и затрудняют процесс разработки мероприятий по снижению последствий аварийных ситуаций. Например, в одной из деклараций разработчики не смогли различить понятия «количество опасного вещества, участвующего в аварии» и «количество опасного вещества, участвующего в создании поражающих факторов». В результате они были приняты в равных количествах, что привело к значительному завышению масштабов вероятных последствий аварийной ситуации.
Анализ существующих деклараций промышленной безопасности показал, что к числу наиболее распространенных ошибок относятся:
- Недостоверные данные о количестве людей, площади зоны поражения и вероятном количестве пострадавших.
- Применение грубых расчетов, которые влекут за собой некорректные данные о масштабах поражения.
- Пренебрежение фактическими данными о количестве опасных веществ, используемых на производстве.
- «Подстройка» результатов расчета под приемлемые значения.
- Недостаточные сведения о вероятном материальном и экологическом ущербах.
- Несоответствие предлагаемых мероприятий, обеспечивающих безопасность, результатам расчетов.
Для повышения качества разрабатываемых деклараций предлагается:
- Ужесточить контроль разработки деклараций промышленной безопасности и экспертных заключений. Особое внимание обращать на соответствие экспертных организаций требованиям аттестации и отраслевой принадлежности.
- Повысить контроль выполнения лицензионных требований, а также ужесточить требования при выдаче лицензий новым соискателям. Особое внимание следует обращать на соответствие квалификаций и направления деятельности экспертных организаций.
- Выделить в особую группу опасные производственные объекты, на которых количество обращаемых опасных веществ превышает предельно допустимые объемы в 30 раз. Декларации данной категории объектов следует рассматривать на советах федерального органа, уполномоченного в данной области.
- Донести до заказчиков деклараций информацию о наличии специального центра аккредитации в области экспертизы декларирования. Качество выполняемых работ при декларировании подтверждается полученным свидетельством об аккредитации.
Добавить комментарий