Органы пожарной сертификации

Органы пожарной сертификации (другое название — центры пожарной сертификации) – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, выполняющие работы по подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности. Данные организации могут действовать в рамках обязательной сертификации и декларирования, а также в рамках добровольной сертификации. Чтобы полноправно осуществлять свою деятельность, центры пожарной сертификации должны быть аккредитованы. Причем, для определенного вида работ у органа должна быть соответствующая область аккредитации. Это не значит, что на каждое действие ему потребуется иметь отдельный документ об аккредитации (аттестат аккредитации) — он один, — но те работы, которые орган запланирует выполнить, должны входить в область, указанную в аттестате. Рассмотрим функции органов по сертификации, их роль в процессе пожарной сертификации и обязанности, которые возникают с момента обращения в него заявителя.

Работа центра пожарной сертификации начинается задолго до обращения непосредственного заказчика. Если орган хочет оказать качественную услугу заявителю, ему придется основательно подготовиться. Самое главное, что предстоит сделать, — это обеспечить свое соответствие требованиям, предъявляемым к органам по сертификации в области пожарной безопасности. Об этих требованиях мы уже писали в материале Требования к центрам пожарной сертификации и их дальнейшему функционированию, и при желании вы можете с ними ознакомиться. С момента обращения клиента орган пожарной сертификации становится не только организацией, проводящей сертификацию, но также и консультативным центром, который обязан разъяснить условия прохождения сертификации, схему взаимодействия с органом, а также права и обязанности заявителя (производителя).

Взаимодействие производителя, желающего получить сертификат пожарной безопасности, с органом начинается с подачи заявки на сертификацию. Далее в течение 30 дней она рассматривается органом, и по ней выносится положительное или отрицательное решение. На практике рассмотрение заявки производится в течение одного-двух дней. Отрицательное решение содержит мотивированный отказ в проведении сертификации. Чаще всего такие решения связаны с тем, что данная продукция, к примеру, не подлежит прохождению сертификации, или с тем, что к заявке приложены недостоверные данные. При положительном решении по заявке, орган по сертификации совместно с заявителем должны обсудить схему сертификации и нормативные документы, на основании которых будет проводиться подтверждение соответствия, порядок отбора образцов для испытаний, критерии оценки соответствия продукции и необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждающих безопасность продукции. На этом же этапе необходимо решить, будут ли проводиться оценка стабильности условий производства и инспекционный контроль. Поэтому первая обязанность органа по сертификации – обеспечить потенциального клиента информацией о порядке проведения сертификации.

После того, как обговорена схема сертификации, принято решение по поводу проведения анализа производства и инспекционного контроля, центр пожарной сертификации должен определить стоимость своих работ и в случае согласия заявителя заключить с ним договор. Ввиду довольно большой конкуренции между органами по сертификации в области пожарной безопасности, у производителя есть шанс найти организацию, которая произведет работы с меньшими затратами. Затраты на проведение работ по сертификации складываются из таких основных моментов, как: испытания продукта, аудит производства, подготовка и оформление сертификата. Стоимость услуг органа по пожарной сертификации должна формироваться так, чтобы быть доступной для всех заявителей, действующих в области пожарной безопасности. Отсюда следуют две обязанности центра: формировать реальную ценовую политику и, исходя из этого, определять стоимость работ, которые будут выполнены по договору с заявителем.

Ранее работы по сертификации начинались с выбора организации, которая будет проводить испытания продукции. Теперь, согласно новым требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123, испытательные лаборатории в области пожарной безопасности должны входить в состав органа по сертификации, поэтому искать данную организацию не придется. Необходимо будет уточнить у органа наличие аттестата аккредитации для лаборатории, действующего в той же области, что и аттестат органа. Все требования, предъявляемые к испытательным лабораториям в области пожарной безопасности контролирует Росаккредитация. Об этих требованиях вы также можете узнать из материалов на нашем сайте. Обязанность органа пожарной сертификации в данном случае — задействовать аккредитованную организацию для проведения исследований.

Для проведения испытаний необходимы образцы продукции. Важно, чтобы они соответствовали тем, которые поступят в производство, что в дальнейшем проверяется при инспекционном контроле. Выборку образцов производит сам орган пожарной сертификации. В особых случаях он имеет право привлечь к этому процессу другую организацию, например, испытательную лабораторию, которая, имея практический опыт, подберет наиболее подходящие для исследований образцы. За действия привлеченной организации, тем не менее, будет отвечать сам орган, поскольку осуществить отбор образцов для этих исследований – это его задача.

По результатам исследований испытательная лаборатория составляет свое заключение – протокол, на основании которого орган пожарной сертификации решает, выдавать документ соответствия или нет. Если решение принимается в пользу заявителя, то орган по сертификации выдает сертификат соответствия пожарной безопасности и информирует об этом органы государственного контроля и федеральный орган исполнительной власти, организующий ведение реестра документов соответствия. Помимо федерального реестра сертификатов, существует реестр пожарных сертификатов, который ведет сам орган. Центры пожарной сертификации фиксируют информацию о своих заявителях и результатах исследований и ведут реестр выданных сертификатов пожарной безопасности.

После выдачи сертификата взаимодействие органа и заявителя не прекращается. Оно может быть продолжено в форме инспекционного контроля, если таковой предусмотрен схемой сертификации. Органы пожарной сертификации, привлекая при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводят периодические и внеплановые проверки заявителя в течение периода действия пожарного сертификата (срок действия сертификата должен составлять больше одного года, — ред.). Обязанность органа здесь — осуществлять контроль за объектами сертификации. Результаты проведенных проверок могут выявить, что при производстве данной продукции допущены значимые ошибки, в результате чего продукция не отвечает обязательным требованиям пожарной безопасности. И в зависимости от характера нарушений, центр пожарной сертификации будет принимать решение о приостановлении или прекращении срока действия сертификата. О своем решении он должен будет информировать производителя и соответствующие органы государственного контроля.

Если немного уйти от темы сертификации, можно отметить что орган по сертификации пожарной продукции также осуществляет процесс декларирования соответствия. Декларацию о соответствии производителю, так или иначе, придется получать в органе, а вот подготавливать и собирать доказательную базу безопасности своей продукции, он может сам. Если по каким-либо причинам производитель не желает заниматься этим в одиночку, он может сразу обратиться в центр пожарной сертификации, и провести процедуру декларирования с его помощью.

Рассмотренные нами функции органов относятся к области обязательной сертификации. В рамках добровольного подтверждения соответствия основные функции остаются теми же, с той разницей, что области добровольного подтверждения соответствия отсутствует процесс декларирования, зато обязанностью органа становится выдача разрешения на маркировку сертифицированной продукции знаком соответствия в том случае, если маркировка знаком предусмотрена в данной системе (добровольная пожарная сертификация и действия ее участников регулируются правилами, принятыми в каждой отдельной системе сертификации, — ред).

Как и другие участники пожарной сертификации, органы по сертификации подлежат ответственности. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность для организаций, осуществляющих неправомерную выдачу официальных документов, удостоверяющих соответствие товаров, работ или услуг законным требованиям. Сумма штрафов варьируется в зависимости от степени тяжести преступлений и может выражаться как в форме штрафа в размере до трехсот тысяч рублей, так и в виде лишения свободы сроком до десяти лет. Крупные штрафы для этих организаций связаны с тем, что они играют главную роль в процессе пожарной сертификации. Они дают итоговые заключения по продукции, организуют участников процесса сертификации, а главное – принимают решение о том, будет ли данная продукция завоевывать рынок или нет. Столь значимые функции требуют от органов тщательной подготовки, постоянного контроля своей работы и в случае чего несения серьезной ответственности за свои действия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: