Опыт американских специалистов в деле расследования аварий в нефтехимической промышленности

Любая аварийная ситуация связана не только с обстоятельствами трагического характера, но и реальностью техногенных угроз. Кроме этого, авария представляет собой информационную базу, позволяющую выявить причины произошедшего.

Процесс расследования причин аварий можно рассмотреть на примере взрыва, произошедшего в 2013 году на складе минеральных удобрений в штате Техас США. Мощный взрыв, произошедший во время тушения пожара, оборвал жизни 15 человек. Пострадали около 160 человек. Также был нанесен ущерб близлежащим зданиям, часть из которых стала непригодной для эксплуатации.

Несмотря на то, что подводить окончательные итоги по данному взрыву еще рано, будет полезно проследить ход расследования причин, а точнее их правовую, научную и техническую составляющую. Немаловажно то, что существующие правила безопасности, как говорится, «написаны кровью», то есть, составлены на основе анализа уже произошедших аварий. Выходит, от того насколько качественно будет проведено расследование и извлечены уроки, будет зависеть вероятность возникновения аварий в будущем.

На катастрофу, произошедшую в Техасе, незамедлительно последовала реакция властей, которые потребовали предоставления следующей информации:

  1. Подробное описание процесса расследования причин аварии.
  2. Хранимая на складе аммиачная селитра не находилась в списке опасных веществ, на что был задан логичный вопрос «почему».
  3. Список всех веществ, которые регулируются на законодательном уровне, а также тех веществ, которые не попали в список, но должны быть в нем.
  4. Количество и месторасположение предприятий, на которых обращаются химически опасные вещества.
  5. Периодичность осмотра данных предприятий инспекторами.
  6. Список ответственных лиц надзорных органов в данной области.
  7. Описание наказаний предприятия, на котором произошла авария.
  8. Описание деятельности надзорных органов в плане предотвращения аварийных ситуаций.
  9. Описание деятельности надзорных органов по оповещению необходимости планирования предупреждения аварий.

Следует отметить, что в США расследованиями в рамках научного и правового поля занимаются две независимые организации — Агентство по защите окружающей среды и Совет по химической безопасности.

Примерно такой же подход был реализован в советскую эпоху. Например, на объектах, где происходила авария с азотом, расследованием занимался специальный институт, деятельность которого связана именно с этим веществом. По результатам расследования институтом выдавалось заключения, в котором предлагались изменения в существующие правила.

Современные российские реалии говорят о необходимости использования опыта прошлого и имеющиеся наработки развитых стран.

В резонансном событии, произошедшем в Техасе, немаловажную роль сыграли СМИ, которые, как это обычно бывает, провели собственное расследование. От тех фактов, которые оказались в руках журналистов, властям отговариваться удавалось не всегда. Государственное регулирование в данном штате практически отсутствовало. Об этом говорит то, что существующие ведомства в области обращения химически опасных веществ, не владели какой-либо информацией об авариях, схожих с техасской. В данном вопросе надзорные и контролирующие объединения полагаются лишь на сознательность владельцев таких предприятий, которые должны принимать самостоятельные решения в области регулирования промышленной безопасности. О низком контроле со стороны властей говорит также тот факт, что Техас является лидером среди штатов по производственному травматизму. Немаловажное значение, конечно, в этом играет свободолюбие местного населения, сформированное и устоявшееся много лет назад. Несмотря на масштаб произошедшей аварии, власти продолжают утверждать о правильно выбранном направлении в области промышленной безопасности, указав лишь на то, что «иногда что-то случается». Местное население также придерживается мнения о необязательном вмешательстве государственных органов в жизни людей. Однако это не является поводом для государства оставлять население без всякой защиты.

Уместным будет вспомнить многочисленные требования представителей промышленности России о снижении экономических и бюрократических препятствий. При этом сама государственная власть должна понимать, что смягчение или устранение определенных требований должно проходить на фоне норм и правил, заложенных в обществе. Только тогда удастся поддерживать промышленную безопасность на достойном уровне, хотя, как видно из печального опыта техасцев, и это происходит не всегда.

Существует мнение о необходимости для России скопировать «хороший» опыт запада и отбросить «плохое» прошлое. Но говорить о том, что «хорошее» действительно является таковым, вряд ли можно, хотя бы той причине, что сообщения об авариях из данных стран поступают с определенной регулярностью. За 2011 год на производственных объектах США погибло столько же людей, сколько в 2003 году солдат в Ираке. Американские специалисты в своем большинстве утверждают, что для снижения смертности и травматизма на производстве, требуются кардинальные изменения в существующем законодательстве.

Для примера можно также упомянуть крупный пожар, произошедший в августе 2012 года на одном из НПЗ штата Калифорния. Расследования показало, что причиной аварии стала коррозия технологического трубопровода. Позже выяснилось, что руководством предприятия было принято решение отказаться от системы периодической замены изношенных объектов в пользу пресловутой системы «управления риском».

Аварии недавнего прошлого являются прямым доказательством неэффективной организации надзорной и контролирующей деятельности. Кроме того, можно говорить о недостаточном финансировании данной деятельности, а также низких штрафных санкциях для виновников аварий.

Исследования аварийных ситуаций, проводимые развитыми странами, имеют высокое значение. У нас данная деятельность в последние десятилетия значительно сократилась. Для полноценной работы в данном направлении важно задействовать не только опыт западных коллег, но и обернуться в советское прошлое, а реализацию полученных знаний следует реализовывать в современных российских условиях. Очевидным остается то, что без государственного вмешательства, добиться успехов в деле сокращения аварийности вряд ли удастся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: