Официальный механизм интерпретаций ISO не работает. Могут быть нарушены правила ВТО

Источник: основатель и руководитель американской консалтинговой организации «Oxebridge» Кристофер Парис. Является экспертом с многолетним опытом работы в области внедрения стандартов ISO 9001 и AS 9100. Работает в данной сфере уже более 25 лет. Ведет медийную и публичную деятельность в интересах реальных конечных пользователей разрабатываемых стандартов.

Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) подчиняется «Соглашению по техническим барьерам в торговле» ВТО. Это имеющий обязывающую для подписантов силу документ, предписывающий, в частности, что добровольные стандарты нужно создавать на принципах открытости, прозрачности, консенсуса и эффективности. В ISO заявляют о выполнении пунктов договора и до последнего времени ВТО (Всемирная торговая организация, — ред.) соглашалась с этим. Если положение поменяется, то ВТО имеет полномочия наложить санкции на Международную организацию по стандартизации, в случае чего стандарты, созданные ISO, станут рассматриваться, как нарушающие международное торговое законодательство. Обычно такие коллизии раскручиваются вокруг стран-членов ВТО – не международных организаций. Интересно, как ВТО будет принуждать ISO следовать взятым на себя обязательствам. Быть может, скоро мы это увидим.

Существует масса, бесконечное количество примеров процессов, политик, реальных практик ISO, которые демонстрируют расхождение с «Соглашением о технических барьерах в торговле». Похоже, их больше чем достаточно для введения международных санкций. Смещение «центра тяжести» в принятии решений на «Комитет по техническому управлению» (TMB, — ред.) само по себе вызывает большие вопросы, потому что этот орган в составе ISO не избираемый. Но проблема преломляется и через другие аспекты. Взять пример ISO 9001, Технический комитет №176 Международной организации по стандартизации заявляет о том, что поддерживает механизм «официальной интерпретации» формулировок требований из текста стандарта ISO 9001, когда о том или ином положении поступает запрос заинтересованных лиц и общественности. Вот что гласит официальный сайт ТК №176 по этому поводу:

Цитата: ‘Подкомитет ISO SC 2 Технического комитета №176 ISO поддерживает формализованную процедуру официальной интерпретации ISO 9001… Единственной целью предоставленных интерпретаций является разъяснение принципов, лежащих в основе требований, которые вызвали вопросы, интерпретации не служат руководством по применению организацией требований в конкретной ситуации’

Запросы на официальную интерпретацию, о которых тут идет речь, проходят через орган, представляющий интересы вашей страны в ISO. В случае США – это американская «Техническая консультативная группа» (TAG – Technical Advisory Group, — ред.). Стандартизированный процесс затем предполагает, что TAG перешлет запрос на официальную интерпретацию в ТК №176, где члены комитета его обсудят и придут к соглашению относительно единого толкования спорных положений. Результаты каждой такой интерпретации пополняют обновляемый документ, в сведенном виде содержащий все утвержденные до этого момента интерпретации. Он доступен на официальном сайте Международной организации по стандартизации. И все бы ничего, но есть одна проблема. ТК №176 успешно «отбрыкивается» от этой своей функции, просто перестав обрабатывать запросы еще в 2011 году (данный материал вышел в оригинале в 2015 году, — ред.). Доступный для скачивания «Список интерпретаций, прошедших процедуру одобрения» (List of Formally Approved, — ред.) демонстрирует, что последняя такая интерпретация была занесена в него в феврале 2011 Чарльзом Корри, давним секретарем ТК №176 и сотрудником BSI (British Standards Institution, — ред.).

Официальный механизм интерпретаций ISO не работает

Менеджер TAG Дженнифер Адмуссен, когда ее спросили о списке, высказалась, похоже, в том смысле, что есть нормально обновляемый список, спрятанный от публики ограничениями доступа…

Цитата: ‘Ссылка на [неактуальный] список интерпретаций, который вы обнаружили, доступен публично, но функционирует также защищенная директория для рабочих групп (WG, — ред.), беру паузу, чтобы обратиться к SC 2 [ТК №176] и WG 22 за дополнительными подробностями’

Ну разумеется, никакой обратной связи от SC 2 ТК №176 или WG 22 не поступило, с тех пор прошло уже девять месяцев. Даже если, правда, существует закрытый актуальный список, получается анекдотическая ситуация: ведь смысл создания как раз и состоял в создании списка интерпретаций, доступных широкому кругу интересующихся, а не в удерживании его в доступе только для участников работы ISO на специальном «секретном сайте».

Проблемы возникли, и когда 5 июля 2014 года я официально направил в ISO запрос на интерпретацию требований ISO 9001 к Политике в области качества. Я отправил запрос руководству американской TAG, причем, получение запроса г-жой Адмуссен было подтверждено. Затем – все. Запрос как в воду канул.

В январе 2015 года, семь месяцев спустя, я обратился с вопросом о судьбе моей интерпретации и снова получил от Адмуссен ответ, что она ничего по поводу него не имеет от руководства ТК №176. Я посетил закрытую директорию ISO, где было указано, что запрос на интерпретацию находится на стадии обсуждения в техническом комитете и голосование завершится к 30 января. В такой ситуации ожидаешь получить результаты после голосования. Но документ с официальными интерпретациями остается нетронутым с января 2011 года. Я также не получил никакой информации о результатах голосования по моему вопросу, хотя прошло уже шесть месяцев. Ничто не ново под луной. В 2005 году я также отправлял запрос на интерпретацию. Меня интересовало: регулирует или нет стандарт ISO 9001 квалификацию внутренних аудиторов. И что же! Запрос не был обработан ТК №176 совсем. Ниже скриншот запроса с датой размещения:

Официальный механизм интерпретаций ISO не работает

Адмуссен к тому же еще и была лично вовлечена в попытку сорвать публичную лекцию Кристофера Париса о разработке новой редакции ISO 9001, что ставит вопрос о наличии политически мотивированного фильтра в процессе официальных интерпретаций. Но факты покажут, что они не реагируют, в действительности, ни на чьи запросы. Создается опасность, когда TAG оказывается замешанной в грязные политические игры ради защиты руководства. Опасность заключается в том, что возникают подозрения, которых, прежде всего, и быть-то не должно. Но если уж они возникли, то это подливает масла в огонь обвинений ISO в нарушении правил ВТО.

Ждем-с фантастических историй ISO о том, что они не получали ни единого запроса на интерпретацию требований с 2011 и пусть еще объяснят, как нормальный процесс по решению таких вопросов может занимать от 9 месяцев в случае с моим самым последним обращением, до 10 лет, если вспоминать мой запрос в 2005 году. По-моему, это все-таки перебор.

Уж проще предположить, что ТК №176 не занимается рассмотрением таких запросов из-за смеси некомпетентности и паранойи. Международная организация по стандартизации уже не раз показала, что, несмотря на рыночную риторику, декларирующую заинтересованность в консенсусе и открытости, внутренние политики и процедуры ISO находятся в противоречии этим принципам. Вопрос с интерпретациями представляет собой лишь один маленький пример.

Если вы разместили запрос на официальную интерпретацию к какому бы то ни было ТК ISO, и этот запрос был проигнорирован, свяжитесь о мной. Нарушения требований ВТО сейчас изучаются экспертами и юристами по международному торговому законодательству. Еще немного доказательств не помешает.

Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: