Обучение при аттестации рабочих мест

Проведение АРМ – трудоемкий и довольно сложный процесс, который, в свою очередь, требует профессиональной подготовки всех участников. Обучение сотрудников, руководителей, специалистов по аттестации, членов комиссии, специалистов по охране труда требует особого внимания, так как от компетентности и качественной подготовки в вопросах охраны труда зависит достоверность и объективность результата.

Обучение специалистов по аттестации.

Наличие компетентных специалистов со стороны аттестующей организации является обязательным при предоставлении услуг в области охраны труда, играет немаловажную роль при получении аккредитации, при аттестации испытательной лаборатории. Специалисты по аттестации – главные фигурирующие лица в процессе. Они ведут оценку гигиенических факторов, определяют степень травмоопасности и обеспечения средствами коллективной защиты. Чтобы заниматься столь сложным процессом, необходимо глубокое знание вопросов, знание нормативно-правовых актов, которые, как мы знаем, довольно часто видоизменяются, вносятся новые поправки. Специалист должен учитывать эти изменения и успешно применять их на практике. Для того, чтобы иметь право заниматься аттестацией, ему необходимо будет, прежде всего, пройти полный курс обучения, подтверждением которого является свидетельство/удостоверение о специальной подготовке по измерению ВОПФ рабочей среды и трудового процесса и о других видах подготовки в области труда. К общим требованиям относят: наличие высшего, среднего или дополнительного образования по соответствующему профилю, стаж работы от одного года до трех лет. В ходе обучения специалист по аттестации должен освоить в полной мере следующие вопросы:

  • современное состояние нормативной и правовой базы АРМ в РФ;
  • правовые и социально-экономические аспекты АРМ, установление компенсаций и льгот, их обоснование;
  • проведение качественной проверки рабочих мест;
  • роль в составе аттестационной комиссии;
  • методологические и метрологические аспекты проведения измерений ВОПФ, которые входят в общее понятие – оценка гигиенических факторов. Измерение и оценка параметров занимает одно из ведущих мест в АРМ, поэтому специалисту важно научиться давать объективную оценку следующим параметрам: микроклимата, световой среды, виброакустических факторов, неионизирующих и ионизирующих электромагнитных излучений и полей, ультрафиолетового и лазерного излучения, аэроионного состава воздуха, тяжести и напряженности трудового процесса;
  • время воздействия факторов на окончательные результаты АРМ; формирование перечня рабочих мест;
  • оформление результатов, ответственность за нарушение порядка аттестации;
  • составление плана мероприятий по оздоровлению и улучшению условий труда в производственном процессе.

Специалист по аттестации занимает одну из ведущих позиций в АРМ. От него во многом зависит полученный результат по условиям труда рабочих мест. Дать объективную оценку, знать специфику каждого рабочего места – под силу только высококвалифицированному специалисту.

Обучение членов комиссии.

При обучении членов аттестационной комиссии также освещаются вопросы охраны труда. Напомним, что в состав аттестационной комиссии входят, в соответствии с последним нормативным актом, регулирующим проведение АРМ, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 г. № 342н: представители работодателя, представитель профсоюзной организации, специалист по охране труда, представители аттестующей организации. В программу по обучению членов аттестационной комиссии входят следующие вопросы, в которых также необходимо уметь разбираться, применять на практике:

  • подготовка документов для проведения АРМ;
  • система управления профессиональными рисками;
  • нормативно-правовая база, регулирующая проведение и содержание АРМ;
  • методология организации оценки условий труда;
  • приведение наименования профессий и должностей работников в соответствии с требованиями ЕТКС и ЕКС;
  • методология предоставления компенсаций и льгот работникам (порядок обеспечения молоком, другими равноценными пищевыми продуктами, предоставление дополнительных отпусков, сокращение режима рабочего дня, доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях;
  • установление обязательных, предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • порядок обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами коллективной защиты;
  • ответственность при нарушении законодательства об охране труда;
  • методология подготовки рабочих мест к процессу АРМ;
  • выделение аналогичных и нестационарных рабочих мест;
  • умение разрабатывать план мероприятий по оздоровлению и улучшению условий;
  • порядок предоставления материалов, отчетности по АРМ в государственную инспекцию по труду в субъекте РФ.

Члены аттестационной комиссии несут ответственность за организацию и проведение аттестации. Прочные и основательные знания вопросов охраны труда помогут достигнуть достоверности результатов. Подробнее об их функциональных обязанностях Вы можете узнать в материале: «Комиссия по аттестации рабочих мест».

Обучение сотрудников и руководителей.

Обучение по охране труда работников является прямой обязанностью работодателя, в соответствии со ст. 212 и 225 ТК РФ. Работники, которые не прошли определенный инструктаж, чаще всего являются жертвами не обстоятельств, как принято полагать, а безответственности работодателей, руководителей структурных подразделений. Каждый работник и работодатель должны знать правила охраны труда на персональных рабочих местах, прежде чем заниматься трудовой деятельностью. Министерство труда и социальной защиты РФ разработало проект Приказа об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда для работников организаций и руководителей, вступление в силу которого, ожидается с 1 января 2013 года. По словам директора Департамента условий и охраны труда Валерия Коржа, порядок был разработан с целью уменьшения профессиональных рисков, сохранения здоровья и жизни работников, так как причиной несчастных случаев является не только неудовлетворительная организация условий, но и зачастую действия самих работников, которые не прошли определенного инструктажа. Обучение будет реализовываться по следующим формам: специальное обучение, инструктаж, обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, безопасным методам и приемам выполнения работ. Государственный контроль за соблюдением Порядка, а также качеством выполнения работ по обучению осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

На первом Всероссийском съезде обучающих организаций, состоявшемся 30 июня 2011 года в Нижнем Новгороде, на котором рассматривался вопрос о совершенствовании организации работы, одной из причин несчастных случаев была названа именно ненадлежащая подготовка сотрудников и работодателей. На съезде впервые затронули вопросы дифференциации видов обучения для различных групп работников на основе государственных требований к образованию, квалификаций с учетом потребностей производства, что, в последствие, легло в основу Приказа об обучении охране труда.

Обучение при аттестации рабочих мест, проверка знаний требований охраны труда всех участников АРМ является неотъемлемой частью. Недостатки в изучении столь сложного вопроса являются одной из причин, обуславливающих возрастающее количество несчастных случаев в трудовом процессе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: