Обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектов в современных условиях

Как известно, любой человек имеет право на труд, а если выражаться более точно, то – на безопасный труд. Часть предприятий, на которых трудятся люди, относят к числу опасных производственных объектов. Именно на таких предприятиях имеется определенная вероятность наступления аварийной ситуации, угрожающей, в том числе, здоровью и жизни населения. При этом возникает вопрос обеспечения безопасной эксплуатации производства, позволяющий устранить вероятность наступления аварий. Риск аварии определяется, как мера опасности, которая учитывает вероятность наступления аварийной ситуации и последствия от нее.

Для сокращения вероятности наступления аварии владельцем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, должен осуществляться комплекс мероприятий.

Основной движущей силой в данном направлении являются обязательства, накладываемые на собственников законодательными актами. Немаловажное значение при этом имеют реформы, проводимые в области технического регулирования.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» обязательные требования должны содержаться в технических регламентах, которые обеспечивают защиту интересов личности и собственника объекта. Однако, на практике возможна ситуация, когда собственник опасного производственного объекта, в силу объяснимых причин, будет стремиться, в первую очередь, обезопасить личные интересы, а не интересы третьих лиц.

Для того, чтобы отвлечь внимание общественности от имеющихся объективных причин снижения безопасности на таких объектах, широкое распространение получили такие выражения, как «снятие административных препятствий», «упрощение экономических методов» и другие. Если рассматривать ситуацию в масштабах предприятия, то нередко складывается ситуация, когда на лицо командное управление на самих производствах, за счет чего, как раз таки, достигается сохранность объектов, что отвечает требованиям руководства. Да и требования собственника объекта являются более серьезными по сравнению с законодательными нормами. Одним из выходов из подобной ситуации является принуждение собственника объекта к соблюдению законодательных устоев при помощи общественности. Следует также предусматривать штрафные санкции, которые будут значительно превышать затраты на создание безопасных условий. Сегодня нередко можно наблюдать картину, когда владельцу опасного производственного объекта намного проще заплатить незначительный штраф, чем вкладывать огромные средства в мероприятия, улучшающие состояние промышленной безопасности.

Находящийся по ту сторону баррикад владелец опасного производственного объекта, изо всех сил стремится оградить свои владения от обременяющей его надзорной деятельности. Причем на вооружении у него нередко находятся вновь принимаемые законодательные меры. Например, последние годы отмечены значительным снижением количества видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. В первую очередь это касается проектирования. В результате этого, проектированием опасных производственных объектов занимаются лица, не понимающие требований промышленной безопасности. Кроме того, в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что со дня вступления в силу технических регламентов, заканчивается лицензирование эксплуатации взрыво-, пожароопасных и химически опасных производственных объектов, а также деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Также наблюдается повышенная активность владельцев опасных производственных объектов в области принятия законодательных актов, что проявляется в подстройке законов под личные интересы.

Если вспоминать становление законодательства в области обеспечения промышленной безопасности, то можно смело утверждать о том, что ее формирование в советскую эпоху было направлено именно на защиту интересов трудящихся. Экономические преобразования, произошедшие в недавнем прошлом, сменили приоритеты в данном направлении. Теперь защита направлена в сторону интересов граждан и собственников предприятий. Причем неофициальный приоритет сильнее направлен в сторону интересов вторых.

Это и объясняет то, что осуществляемые реформы, чаще всего содержат в себе смысл банального сокращения требований промышленной безопасности. Нередко за основу берутся отдельные, опять же выгодные владельцам опасных производственных объектов, требования международных конвенций. При этом адаптация к условиям отечественного производства не осуществляется. А участие общественности в этом вопросе проходит на фоне показных открытых слушаний. Все это в итоге подогревается нескончаемыми разговорами о существовании государственных барьеров и о необходимости их устранения.

Еще один сомнительный плюс в сторону кардинальных преобразований в области промышленной безопасности связан с окончательно устаревшими нормами и требованиями. Думается, что довольно тяжело оспорить факты и каноны, которые были написаны человеческой кровью. Да и практическое их применение долгие годы обеспечивало и обеспечивает определенный уровень безопасности.

Подводя итог, можно выделить главные особенности обеспечения промышленной безопасности в современных условиях:

  1. Формирование современных производственных отношений происходило на фоне переходов от одной формы собственности к другой.
  2. Личные интересы собственников опасных производственных объектов находятся «вне закона», а их воплощение в реальность может проходить без вмешательства государственных органов и общественного мнения.
  3. Единственным способом оказания влияния на владельцев опасных производственных объектов является осуществление качественной надзорной деятельности, способной хоть как-то защитить интересы и жизни граждан.
  4. Количественные потери при нанесении ущерба жизни и здоровью граждан следует предусмотреть таким же или выше, чем потери при повреждении собственности владельца объекта.
  5. Действенной мерой воздействия на собственника предприятия остается приостановление действия лицензии.

Современные условия экономических и производственных отношений позволяют утверждать о том, что единственной мерой обеспечения надлежащего уровня промышленной безопасности, остается обеспечение надлежащего надзора со стороны уполномоченных государственных органов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: