Обеспечение контроля промышленной безопасности при транспортировке опасных грузов

Количество предприятий, осуществляющих транспортировку опасных веществ с каждым годом становится все больше. Все они в обязательном порядке зарегистрированы в территориальных органах Ростехнадзора, которые контролируют их деятельность по обеспечению промышленной безопасности. Эти структуры являются опасными производственными объектами и в отношении них действует специальный нормативный регламент. На сегодня таких структур насчитывается приблизительно 10000 ед.

Уровень промышленной безопасности в организациях, обеспечивающих перевозку опасных веществ в настоящее время находится в достаточно удовлетворительном состоянии. Во многом это зависит от добросовестной деятельности государственных инспекторов надзорного ведомства, которые контролируют не только сами объекты, с точки зрения их готовности выполнять функции транспортировки опасных веществ, но и следят за профессиональной подготовкой персонала, выполнением программ, обеспечивающих промышленную безопасность, а также обеспечивают надзор над соблюдением антитеррористических мероприятий.

Одним из самых распространённых методов по перевозке опасных веществ является железнодорожный транспорт. Специалисты, анализируя состояние соблюдения требований промышленной безопасности в этой сфере, сделали вывод, что наибольшее количество технических инцидентов на железной дороге происходит из-за недостаточно качественного состояния железнодорожных путей (в особенности подъездных), а также стрелочных переводов. Больше всего нарушений случается из-за гнилых шпал, вышедших из строя рельсовых креплений (зачастую они вообще отсутствуют), недостаточного контроля железнодорожных путей. По нормативному регламенту необходимо в постоянном режиме посредством дефектоскопических методов осуществлять проверку рельсов и осматривать «стрелки. Но, к сожалению, это делается не везде и не всегда. Более того, надзор, который все-таки проводится, может не соответствовать положению о производственном контроле на опасных производственных объектах.

На предприятиях, где сотрудниками территориальных органов Ростехнадзора обнаруживается большое количество нарушений, технических инцидентов, а также аварий, как правило, проводится комплексные проверки по расследованию основных причин в целях их дальнейшего устранения. Результатом этого анализа является комплексная программа, цель которой не допустить подобные недостатки в деятельности самого производственного объекта — участка железной дороги обеспечивающих этот процесс. Разработанные меры касаются корректировки графика движения поездов, ремонта и восстановлений аварийных участков железнодорожных путей, внесения изменений в Положение о производственном контроле. Ростехнадзор, осуществляющий этот процесс и контролирующий его исполнение, в первую очередь, требует от поднадзорных предприятий устранение нарушений, которые указаны в предписаниях с конкретными сроками.

Существуют и трудности, возникающие при обеспечении производственного контроля. Особенно это проявляется на тех объектах, где транспортировка опасных веществ осуществляется крайне редко. Здесь производственный контроль, если и присутствует (что маловероятно), то очень неэффективный и формальный. На таких предприятиях нет квалифицированного в этой области специалистов, а те, кому доверяют эту работу, делают ее, как правило, в виде дополнительной нагрузки.

Ростехнадзор постоянно мониторит состояние железнодорожных путей, имеющих второстепенное значение. Их соответствие нормативным требованиям в среднем удовлетворительное. Кроме технической оценки опасных производственных объектов, проверяется также их безопасность с точки зрения террористических угроз. В настоящее время существуют многочисленные приказы, регламенты и нормативы, регулирующие эту деятельность. Проблемы в этой сфере, как обычно, возникают в небольших отдаленных организациях. В этих подразделениях договора на обеспечение промышленной безопасности, как правило, заключаются с местными пожарными частями. А на самих объектах создаются специализированные спасательные структуры, которые преимущественно находятся за штатом и носят не профессиональный, а скорее любительский характер своей деятельности. В некоторых из них по оценкам представителей региональных подразделений Ростехнадзора в рамках подготовки отсутствуют тренировочные занятия, касающиеся поведения спасателей в аварийных ситуациях, а также при ликвидации их последствий. Более того, рабочие места не обеспечены средствами защиты, как индивидуальными, так и коллективными.

Контроль над состоянием вагонов, перевозящих опасные вещества, осуществляется в полном соответствии с нормативным регламентом, обеспечивающим их промышленную безопасность. Отделениями Ростехнадзора разрабатывается специальная программа по проверке подобных опасных производственных объектов (в данном случае, вагонов).

Что касается автомобильного транспорта, то региональные подразделения Ростехнадзора осуществляют постоянный надзор над каждой единицей транспортного средства. Их задача не только проверять лицензированные объекты, но и выявлять машины, водители которых не имеют документов, позволяющие им перевозить опасные химические вещества, а именно: соответствующие сертификаты, паспорта предприятий-изготовителей, лицензии и т.д. Кроме того, многие автомобили катаются по российским дорогам, не пройдя диагностику на промышленную безопасность.

В результате многочисленных проверок поднадзорных подразделений специалистами Ростехнадзора были выделены следующие основные нарушения лицензионных соглашений и их условий:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: