Нововведения в области регулирования промышленной безопасности

Вступивший в силу в марте 2013 года Федеральный закон № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стал своего рода новой отправной точкой в истории обеспечения промышленной безопасности на территории нашей страны.

Основной целью данного документа является создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, улучшение правового регулирования, повышение надежности технологических процессов, а также стимулирование процессов модернизации в различных областях промышленности.

Утверждением данного Федерального закона введены точные понятия об опасных производственных объектах, которые в зависимости от степени опасности теперь делятся на четыре класса:

  • I – чрезвычайно высокая опасность,
  • II – высокая опасность,
  • III – средняя опасность,
  • IV – низкая опасность.

Кроме того, опасные производственные объекты классифицируются в зависимости от количества обращаемых на производстве опасных веществ, технических показателей трубопроводов, масштабов горных разработок, оборудования, применяемого при производстве расплавов металлов и другого.

В зависимости от присвоенного класса опасности, к опасному производственному объекту будут применяться соответствующие нормы права. По этой причине первоочередной задачей в рамках нового закона является присвоение определенного класса опасности каждому объекту. Для объектов, которые относятся к числу действующих, присвоение классов будет осуществляться в процессе перерегистрации.

В данном законе уменьшено количество обоснований, позволяющих откорректировать декларацию промышленной безопасности. Данный пункт направлен на попытку привести в соответствие процесса декларирования с требованиями международных нормативно-правовых актов. Например, в статье 11 Конвенции Международной организации охраны труда № 174 указано, что руководители предприятий могут вносить изменения только в следующих случаях: при научно-техническом прогрессе; через интервалы времени, которые закреплены национальным законодательством; после требования соответствующего органа государственной власти.

Точно такие же требования сегодня имеются в российском документе, а периодичность пересмотра декларации составляет 10 лет.

Экспертизу промышленной безопасности проектных работ на осуществление капитального ремонта теперь можно не делать. Тоже самое касается ряда других документов, связанных с процессом эксплуатации.

В соответствии с установленным законодательством сформирована и пополняется база данных о производственном контроле в электронном варианте. Для этого применяют специальную программу, разработанную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, — СПК «Мониторинг».

С целью исключения зависимости индивидуальных предпринимателей, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов, от государственных бюрократических препятствий, предусмотрен иной порядок проектирования и реконструкции объектов. Теперь проектная организация может изложить свои требования безопасности, полагаясь на анализ рисковых ситуаций. Соответственно, проектные документы будут разрабатываться на основе изложенных требований. Да и надзор будет осуществляться на предмет соответствия требований эксплуатации заложенным критериям безопасности и указанным в специальном документе, разрабатываемом проектной организацией – «Обоснование безопасности опасного производственного объекта». В нем должны присутствовать следующие позиции:

  • результаты анализа риска и вероятные масштабы последствий аварий;
  • критерии безопасности;
  • требования к проведению обслуживания, ремонта, консервации, ликвидации.

Более точные требования планируется установить в нормативных документах, учитывающих особенности различных категорий опасных производственных объектов.

Кроме того, для начала работы на объектах, относящихся к категории взрывопожароопасных и химически опасных, установлен уведомительный порядок. А два этих вида деятельности объединяются в один, на который получать новую лицензию не требуется.

С начала 2014 года упрощена функция Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области выдачи разрешительных документов на технические устройства.

Теперь, экспертизу промышленной безопасности должны проходить технические устройства, если к ним отсутствуют требования, изложенные в технических регламентах.

Кроме этого, при пуске объекта в качестве опытно-промышленного предприятия или для осуществления научно-исследовательских мероприятий, на них допускается использование технических устройств без прохождения экспертизы.

Еще одно новшество связано с разделением уровня государственного регулирования в зависимости от класса опасности объекта:

  • для опасных производственных объектов I класса сохранится режим непрерывной надзорной деятельности;
  • для объектов II класса проверку будут осуществляться не чаще 1 раза в год;
  • для объектов III класса – 1 раза в три года;
  • для объектов IV класса – внеплановые проверки.

Сбор необходимой информации будет осуществляться чаще всего в электронном виде.

Разделение надзорной деятельности на уровни связано с необходимостью создания собственной службы производственного контроля на объектах, относящихся к I и II классам. Данное требование также вытекает из положения Международной Конвенции № 174, в которой указано, что объекты повышенной опасности следует обязать создавать контролирующие состояние промышленной безопасности системы.

Завершающийся этап формирования системы регулирования промышленной безопасности позволит создать упорядоченную составляющую, которая будет удовлетворять современным требованиям и нормам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кроме того, интересно почитать:

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: