Нововведения в области регулирования промышленной безопасности
Вступивший в силу в марте 2013 года Федеральный закон № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стал своего рода новой отправной точкой в истории обеспечения промышленной безопасности на территории нашей страны.
Основной целью данного документа является создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, улучшение правового регулирования, повышение надежности технологических процессов, а также стимулирование процессов модернизации в различных областях промышленности.
Утверждением данного Федерального закона введены точные понятия об опасных производственных объектах, которые в зависимости от степени опасности теперь делятся на четыре класса:
- I – чрезвычайно высокая опасность,
- II – высокая опасность,
- III – средняя опасность,
- IV – низкая опасность.
Кроме того, опасные производственные объекты классифицируются в зависимости от количества обращаемых на производстве опасных веществ, технических показателей трубопроводов, масштабов горных разработок, оборудования, применяемого при производстве расплавов металлов и другого.
В зависимости от присвоенного класса опасности, к опасному производственному объекту будут применяться соответствующие нормы права. По этой причине первоочередной задачей в рамках нового закона является присвоение определенного класса опасности каждому объекту. Для объектов, которые относятся к числу действующих, присвоение классов будет осуществляться в процессе перерегистрации.
В данном законе уменьшено количество обоснований, позволяющих откорректировать декларацию промышленной безопасности. Данный пункт направлен на попытку привести в соответствие процесса декларирования с требованиями международных нормативно-правовых актов. Например, в статье 11 Конвенции Международной организации охраны труда № 174 указано, что руководители предприятий могут вносить изменения только в следующих случаях: при научно-техническом прогрессе; через интервалы времени, которые закреплены национальным законодательством; после требования соответствующего органа государственной власти.
Точно такие же требования сегодня имеются в российском документе, а периодичность пересмотра декларации составляет 10 лет.
Экспертизу промышленной безопасности проектных работ на осуществление капитального ремонта теперь можно не делать. Тоже самое касается ряда других документов, связанных с процессом эксплуатации.
В соответствии с установленным законодательством сформирована и пополняется база данных о производственном контроле в электронном варианте. Для этого применяют специальную программу, разработанную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, – СПК «Мониторинг».
С целью исключения зависимости индивидуальных предпринимателей, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов, от государственных бюрократических препятствий, предусмотрен иной порядок проектирования и реконструкции объектов. Теперь проектная организация может изложить свои требования безопасности, полагаясь на анализ рисковых ситуаций. Соответственно, проектные документы будут разрабатываться на основе изложенных требований. Да и надзор будет осуществляться на предмет соответствия требований эксплуатации заложенным критериям безопасности и указанным в специальном документе, разрабатываемом проектной организацией – «Обоснование безопасности опасного производственного объекта». В нем должны присутствовать следующие позиции:
- результаты анализа риска и вероятные масштабы последствий аварий;
- критерии безопасности;
- требования к проведению обслуживания, ремонта, консервации, ликвидации.
Более точные требования планируется установить в нормативных документах, учитывающих особенности различных категорий опасных производственных объектов.
Кроме того, для начала работы на объектах, относящихся к категории взрывопожароопасных и химически опасных, установлен уведомительный порядок. А два этих вида деятельности объединяются в один, на который получать новую лицензию не требуется.
С начала 2014 года упрощена функция Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области выдачи разрешительных документов на технические устройства.
Теперь, экспертизу промышленной безопасности должны проходить технические устройства, если к ним отсутствуют требования, изложенные в технических регламентах.
Кроме этого, при пуске объекта в качестве опытно-промышленного предприятия или для осуществления научно-исследовательских мероприятий, на них допускается использование технических устройств без прохождения экспертизы.
Еще одно новшество связано с разделением уровня государственного регулирования в зависимости от класса опасности объекта:
- для опасных производственных объектов I класса сохранится режим непрерывной надзорной деятельности;
- для объектов II класса проверку будут осуществляться не чаще 1 раза в год;
- для объектов III класса – 1 раза в три года;
- для объектов IV класса – внеплановые проверки.
Сбор необходимой информации будет осуществляться чаще всего в электронном виде.
Разделение надзорной деятельности на уровни связано с необходимостью создания собственной службы производственного контроля на объектах, относящихся к I и II классам. Данное требование также вытекает из положения Международной Конвенции № 174, в которой указано, что объекты повышенной опасности следует обязать создавать контролирующие состояние промышленной безопасности системы.
Завершающийся этап формирования системы регулирования промышленной безопасности позволит создать упорядоченную составляющую, которая будет удовлетворять современным требованиям и нормам.
Добавить комментарий