Новое в улучшении системы менеджмента качества из ISO 9001:2015

По работе с ISO 9001:2008 и ISO 9001:2000 многие знакомы с концепцией «постоянного улучшения» системы менеджмента качества. На всякий случай: что это такое? Это принцип управления, связанный с систематическим поиском полезных изменений в работе организации и внедрением этих изменений – подобные действия должны приводить каждый раз к лучшему результату деятельности компании по сравнению с тем, который имел место до этого. Это только принцип – не конкретный инструмент. Его воплощением на практике является управленческий цикл PDCA. В редакции ISO 9001:2015, если судить по проекту (DIS – Draft International Standard, – ред.), произойдут некоторые изменения, связанные с «постоянным улучшением». Прежде всего, поменяется сам термин. В DIS речь идет просто об улучшении (improvement, – ред.). Слово «постоянное» (continual, – ред.) выпадает. Как пишет веб-ресурс консалтинговой компании «Whittington&Associates», а вместе с ним, многие другие издания, изменения были внесены для гармонизации обновляемого стандарта с нормативным документом ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.) «Quality Management Principles» («Принципы менеджмента качества», – ред.) – знаменитые принципы менеджмента качества, которые в виде норматива подвергаются регулярной ревизии в Международной организации по стандартизации. При последней редакции в «Quality Management Principles», в 6 принципе «Постоянное улучшение» – тоже пропало слово «постоянное». Таким образом, с тем, почему «постоянное улучшение» пропадает в ISO 9001:2015 – все ясно, однако сразу же возникает другой вопрос. Что, в свою очередь, заставило редакторов «Quality Management Principles» сменить приоритеты?

Прямой ответ на него найти не удалось. Но, скорее всего, объяснение нужно искать в тексте пояснения принципа, который тоже поменялся. Из внесенных поправок становится очевидным, что ISO переосмысливает концепт, о котором идет речь в этой статье, и понимает улучшение, уже не как «улучшение всей деятельности, как «постоянной цели» (permanent objective, – ред.) организации, а «улучшение элементов, важных для поддержания работы на существующем уровне и внесения в работу изменений исходя из изменения внешних и внутренних условий и создания новых возможностей». Логично предположить, что слово «постоянное» уходит из нормативов, потому что больше не нужно ставить акцент на том, что улучшение должно быть «постоянной целью». Стоит отметить, что вопрос о «постоянном улучшении» в ISO 9001:2015 был поднят задолго до формирования даже «item proposal» на разработку новой редакции (это официальное предложение о начале работы над стандартом, которое инициирует работу в ISO, – ред.). В 2008 году Международная организация по стандартизации предприняла специальное исследование практического опыта использования ISO 9001, а в марте 2012 были получены результаты систематического мониторинга работы с этим стандартом на системы менеджмента качества. В ходе изучения вопроса представителям предприятий-пользователей ISO 9001, в числе других вопросов, задавали и вопрос, стоит ли заменять «постоянное улучшение» на просто «улучшение». 58% респондентов поддержали данную реформу, – сообщает сайт IRCA (международная организация сертификационных аудиторов, – ред.), но против высказались аж 37%. 37% – значительное количество, инициатива о «постоянном улучшении» обладает самым большим количеством противников среди всех других инициатив, нашедших отражение в опросе.

Не случайно поэтому, что в раннем проекте ISO 9001:2015 слово «постоянное» еще присутствовало при слове «улучшение», но было выделено прямой перечеркивающей чертой. Еще один фактор, который может оказаться значительным в рассматриваемой проблеме связан с Приложением SL (Annex SL, – ред.). Этот документ является частью Директив Международной организации по стандартизации и устанавливает единый шаблон для всех стандартов ISO по системам менеджмента. Так вот, в этом документе использован термин «постоянное улучшение». Редакторы ISO 9001:2015 оказываются в двойственном положении, так как сближая текст стандарта с «Quality Management Principles», они отдаляют его от Annex SL. Посмотрим, как будут развиваться события.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту


Лицензия Creative Commons

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: