Новое в улучшении системы менеджмента качества из ISO 9001:2015
По работе с ISO 9001:2008 и ISO 9001:2000 многие знакомы с концепцией «постоянного улучшения» системы менеджмента качества. На всякий случай: что это такое? Это принцип управления, связанный с систематическим поиском полезных изменений в работе организации и внедрением этих изменений – подобные действия должны приводить каждый раз к лучшему результату деятельности компании по сравнению с тем, который имел место до этого. Это только принцип – не конкретный инструмент. Его воплощением на практике является управленческий цикл PDCA. В редакции ISO 9001:2015, если судить по проекту (DIS – Draft International Standard, – ред.), произойдут некоторые изменения, связанные с «постоянным улучшением». Прежде всего, поменяется сам термин. В DIS речь идет просто об улучшении (improvement, – ред.). Слово «постоянное» (continual, – ред.) выпадает. Как пишет веб-ресурс консалтинговой компании «Whittington&Associates», а вместе с ним, многие другие издания, изменения были внесены для гармонизации обновляемого стандарта с нормативным документом ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.) «Quality Management Principles» («Принципы менеджмента качества», – ред.) – знаменитые принципы менеджмента качества, которые в виде норматива подвергаются регулярной ревизии в Международной организации по стандартизации. При последней редакции в «Quality Management Principles», в 6 принципе «Постоянное улучшение» – тоже пропало слово «постоянное». Таким образом, с тем, почему «постоянное улучшение» пропадает в ISO 9001:2015 – все ясно, однако сразу же возникает другой вопрос. Что, в свою очередь, заставило редакторов «Quality Management Principles» сменить приоритеты?
Прямой ответ на него найти не удалось. Но, скорее всего, объяснение нужно искать в тексте пояснения принципа, который тоже поменялся. Из внесенных поправок становится очевидным, что ISO переосмысливает концепт, о котором идет речь в этой статье, и понимает улучшение, уже не как «улучшение всей деятельности, как «постоянной цели» (permanent objective, – ред.) организации, а «улучшение элементов, важных для поддержания работы на существующем уровне и внесения в работу изменений исходя из изменения внешних и внутренних условий и создания новых возможностей». Логично предположить, что слово «постоянное» уходит из нормативов, потому что больше не нужно ставить акцент на том, что улучшение должно быть «постоянной целью». Стоит отметить, что вопрос о «постоянном улучшении» в ISO 9001:2015 был поднят задолго до формирования даже «item proposal» на разработку новой редакции (это официальное предложение о начале работы над стандартом, которое инициирует работу в ISO, – ред.). В 2008 году Международная организация по стандартизации предприняла специальное исследование практического опыта использования ISO 9001, а в марте 2012 были получены результаты систематического мониторинга работы с этим стандартом на системы менеджмента качества. В ходе изучения вопроса представителям предприятий-пользователей ISO 9001, в числе других вопросов, задавали и вопрос, стоит ли заменять «постоянное улучшение» на просто «улучшение». 58% респондентов поддержали данную реформу, – сообщает сайт IRCA (международная организация сертификационных аудиторов, – ред.), но против высказались аж 37%. 37% – значительное количество, инициатива о «постоянном улучшении» обладает самым большим количеством противников среди всех других инициатив, нашедших отражение в опросе.
Не случайно поэтому, что в раннем проекте ISO 9001:2015 слово «постоянное» еще присутствовало при слове «улучшение», но было выделено прямой перечеркивающей чертой. Еще один фактор, который может оказаться значительным в рассматриваемой проблеме связан с Приложением SL (Annex SL, – ред.). Этот документ является частью Директив Международной организации по стандартизации и устанавливает единый шаблон для всех стандартов ISO по системам менеджмента. Так вот, в этом документе использован термин «постоянное улучшение». Редакторы ISO 9001:2015 оказываются в двойственном положении, так как сближая текст стандарта с «Quality Management Principles», они отдаляют его от Annex SL. Посмотрим, как будут развиваться события.
Добавить комментарий